Государственные сервисы Грузии для морского транспорта

1 Сен

Сегодня Украина находится на начальном этапе необходимых изменений и реформ и все чаще обращается к опыту Грузии, в госу­дарственных структурах и подходах которой произошли серьезные изме­нения, в частности, связанные с пор­товыми формальностями, таможенной очисткой грузов.

Статья особенно интересна комплексным подходом автора к вопросам, связанным с организацией морского транспорта.

Как известно, Грузия находится на пересечении важнейших транспортных путей «восток—запад», обеспечива­ет выход к морю Армении, Азербайд­жану. Благодаря паромным переправам Баку — Актау и Баку — Туркменбаши через Грузию осуществляется транспор­тировка грузов в Центральную Азию, что обеспечивает возможность созда­ния альтернативных транспортных коридоров, как в рамках двусторон­них международных отношений, так и посредством различных программ, включая проект TRACECA.

Ключевой элемент этих артерий — порт Поти (владелец — всемирно из­вестная компания АРМ TERMINALS). Здесь функционируют терминалы ге­неральных, навалочных грузов, нефте­наливной, паромный и контейнерный.

Ежегодно осуществляется около 2000 судозаходов. На судах произво­дятся портовые формальности: инспек­ции по приходу/отходу судна, портово­го контроля и экологическая.

Ввиду принятых изменений, на борт судна с инспекцией по приходу/ отходу вместо прежних пяти различ­ных госслужб поднимается только одна — пограничная полиция, входя­щая в структуру МВД Грузии. Многим известна эта структура своей, в пер­вую очередь, некоррумпированностью. Поэтому всякого рода «презенты» от капитана, застолья на борту полно­стью исключены, что иногда шокирует капитанов, особенно тех, кто раньше посещал грузинские

происходит только верка документов экипажа переносной портативной техникой. В зависимости от размеров судна и количества экипа­жа, инспекция на борту занимает от 45 минут до 1 часа (время ожидания инспекции практически отсутствует, полиция своим транспортом добирает­ся до места). После окончания или во время этой инспекции морской агент доставляет все необходимые грузовые и судовые документы в офис таможен­ной службы, в которую как подразде­ление входят и санитарные службы. На этом все формальности по прихо­ду завершены. Аналогичные действия происходят при отходе.

Во время стоянки судна в пор­ту, без задержки грузовых операций осуществляется инспекция портового контроля, согласно так называемому Парижскому Меморандуму. Причем, если еще в силе срок действия серти­фиката проверки, выданного в другом порту, то осуществляется только доку­ментальная проверка. Повторная про­верка осуществляется, если были най­дены нарушения и есть необходимость проверки их устранений. Она офици­ально платная — оплачивается аген­том по перечислению.

Во время стоянки судна также про­изводится экологическая инспекция, которая в основном проверяет балласт­ные воды для танкеров и цистерны с льяльными водами и отходами для ис­ключения разлива в порту. Портовый сбор за сдачу отходов в порту обязате­лен и зависит от размера судна, а не от количества отходов. Это сделано для того, чтобы заинтересовать суда сда­вать все отходы, устранить финансо­вые мотивы загрязнения акватории Грузии. Штрафные санкции очень высоки и выносятся во время судебного заседания при наличии адвокатов капитана судна.

Из-за ограничений территории порта Поти все разгруженные с судна контейнеры сразу направляются на частные терминалы, находящиеся за пределами порта. У нас их называют «сухие порты». Оформление каждого контейнера происходит по упрощенной процедуре и занимает около 3 минут.

Все сухие порты являются таможенными зонами, но для оптимизации контроля и исключения фактов коррупции таможенники там фактически не присутствуют. Они осуществляют контроль через камеры наблюдения в режиме он-лайн. Физический контроль или взятие проб (санитарно-ветеринарная служба входит в состав таможни) осуществляются только в отдельных случаях, по необходимости. На этих терминалах очень удобно организовывать перегруз на другой вид транспорта для дальнейшей доставки или транзита контейнера.

Службе доходов Грузии удалось договориться с линейными перевоз­чиками и портом о выгрузке из кон­тейнеров в таможенной зоне частных автомобилей, прибывших из Европы, США или Японии, без ожидания их владельцев и предоставления транс­портных документов. Надо отметить, что с машинами в Поти прибывает око­ло 20 % всех груженых контейнеров. В контейнере минимум по три-четыре автомобиля — для соответствующего количества получателей, которые мо­гут быть и из других стран. Пока они все соберутся…

Принятое решение дало возмож­ность сократить процесс растаможки и получения прибывшим владельцем машины с номером и техпаспортом до 20 минут. По желанию получатель мо­жет посмотреть видеозапись выгрузки автомашины из контейнера, чтобы удостовериться в отсутствии повреждений.

Контейнеры из портов транзитом следуют в другие страны (Грузия име­ет границы с четырьмя государствами). Транзитный проезд на пограничных переходах осуществляется оперативно, по принципу «единого окна», водите­ли грузовиков не покидают свой авто­транспорт, предоставляя необходимые документы. В основном это накладная п инвойс (или контракт). Только для специальных грузов необходимы допол­нительные сертификаты или разреше­ния. После пересечения грузом тамо­женной границы грузовладелец по SMS или e-Mail автоматически получает об этом информацию, естественно, предва­рительно зарегистрировавшись на сайте Службы доходов Грузии (она включа­ет таможенную и налоговую службы).

Добавлю к этому, что любые граж­дане, пересекающие границу Грузии на личном автотранспорте, также во время пограничных процедур не вы­ходят из автомашины.

Упрощения коснулись и грузового автотранспорта с импортным грузом. Машина, пройдя границу, направля­ется на растаможку в ближайшую по назначению специализированную зону таможенной очистки. Зоны находятся в нескольких основных экономических центрах страны, но в любом случае не далее, чем в 2-часовой досягаемости.

Здания таких зон изнутри очень напоминают аэропорт — повсюду от­крытое пространство, созданы все усло­вия для отдыха грузовладельцев (кафе, торговые точки, автоматы, бесплатный Wi-Fi). Здесь осуществляются все виды таможенного оформления, включая транзитное оформление, растаможи­вание и другое. Предоставляется ми­нимальное количество документов, в основном это транспортная накладная и инвойс (или контракт), для специаль­ных грузов — дополнительные серти­фикаты, разрешения. Общение с тамо­женниками происходит вне закрытых кабинетов, при этом невозможно само­му выбрать таможенника.

Только через программное обеспе­чение таможенник может получить инструкцию проверить груз, если это необходимо. Если груз попадает в «зе­леный коридор», то все формальности заканчиваются в течение 20 минут, после которых у грузовладельца есть пять дней, чтобы оплатить все таможен­ные сборы. Можно сделать это сразу, так как банки внутри зоны таможен­ной очистки работают круглосуточно.

Также у грузовладельца есть воз­можность предварительно, до прихода груза, заполнить таможенную декла­рацию, зайдя на сайт Службы доходов Грузии. В таком случае в качестве бо­нуса ему разрешат оплатить таможен­ные сборы уже в течение 15 дней. Если при этом груз проходит по «зеленому коридору», то можно с пограничного перехода направить транспорт с гру­зом прямо на склад грузополучателя без заезда в зону таможенной очистки.

Для компаний, входящих в так на­зываемый «золотой лист», есть возмож­ность оплачивать таможенные сборы в течение 30 дней. Это одна из специ­альных процедур, которые предлагает Служба доходов Грузии для упрощения ведения бизнеса. Чтобы попасть в «золо­той лист», компания должна в течение года заплатить таможенных пошлин на сумму 0,5 млн долларов, оформив 100 таможенных деклараций, а глав­ное — она не должна иметь штрафов или нарушений таможенного законо­дательства. «Золотой лист» дает воз­можность компании направлять груз напрямую на свой склад после прохо­да пограничного контроля: таможен­ная служба сама прибудет на склад, сообщив заранее по SMS о времени прибытия, и, благодаря портативному устройству в автомобиле, подготовит и предоставит таможенную декларацию.

Еще одна специальная процедура — введение так называемой должности «участковый налоговый офицер». Это сотрудник Службы доходов Грузии, который обязан навещать компании для информирования об изменениях в законодательстве или оказания по­мощи. В его функцию входит только информирование, а не штрафование налогоплательщика, даже если обна­ружено нарушение законодательства.

Есть также процедура, когда на­логоплательщик может иметь своего частного налогового советника, орга­низующего встречи с руководителями налоговых властей, запрашивающего у них информацию, напрямую реша­ющего все возникающие вопросы, да­ющего советы по налогам.

Но, пожалуй, самая интересная специальная процедура приходит на помощь, когда компания оказывает­ся перед фактом налоговой проверки. Ее необходимость определяет компью­терная система без вмешательства че­ловеческого фактора (обычно делается она раз в три года).

От Службы доходов приходит пись­мо в голубом конверте, в шутку назы­ваемое «письмом счастья», согласно которому компанию извещают о на­логовой проверке. В письме указыва­ется, что компания может заменить эту проверку альтернативной, кото­рую проведет аккредитованная ау­диторская компания. Она выбирает­ся проверяющейся компанией. Такие аудиторы разбиты на категории в за­висимости от годового оборота, в са­мую последнюю категорию «тяжелове­сов» входят такие всемирно известные компании, как Ernst&Young, KPMG, PricewaterhouseCoopers, Deloit и дру­гие. Основное отличие при альтерна­тивной проверке состоит в том, что в случае обнаружения нарушений, сум­ма недоплаченных налогов покрыва­ется без дополнительных штрафов и санкций налоговой службы.

Еще одно нововведение. Рядом с портом находится свободная инду­стриальная зона, определенная прави­тельством в соответствии с законом, принятым в 2007 году для создания привлекательной бизнес-среды и обе­спечения свободного потока капитала и современных технологий. Свободная индустриальная зона в Поти имеет ряд преимуществ. Компании, зареги­стрированные в СЗ, освобождены от налога на прибыль, НДС, таможен­ных и других имущественных нало­гов и сборов.

Автор:

Эдуард МАЧАВАРИАНИ, руководитель компании «ASSA Trans Caucasus Agency»

Источник:

Порты Украины. — 2014. — № 6. — С. 68 — 69.