Сегодня Украина находится на начальном этапе необходимых изменений и реформ и все чаще обращается к опыту Грузии, в государственных структурах и подходах которой произошли серьезные изменения, в частности, связанные с портовыми формальностями, таможенной очисткой грузов.
Статья особенно интересна комплексным подходом автора к вопросам, связанным с организацией морского транспорта.
Как известно, Грузия находится на пересечении важнейших транспортных путей «восток—запад», обеспечивает выход к морю Армении, Азербайджану. Благодаря паромным переправам Баку — Актау и Баку — Туркменбаши через Грузию осуществляется транспортировка грузов в Центральную Азию, что обеспечивает возможность создания альтернативных транспортных коридоров, как в рамках двусторонних международных отношений, так и посредством различных программ, включая проект TRACECA.
Ключевой элемент этих артерий — порт Поти (владелец — всемирно известная компания АРМ TERMINALS). Здесь функционируют терминалы генеральных, навалочных грузов, нефтеналивной, паромный и контейнерный.
Ежегодно осуществляется около 2000 судозаходов. На судах производятся портовые формальности: инспекции по приходу/отходу судна, портового контроля и экологическая.
Ввиду принятых изменений, на борт судна с инспекцией по приходу/ отходу вместо прежних пяти различных госслужб поднимается только одна — пограничная полиция, входящая в структуру МВД Грузии. Многим известна эта структура своей, в первую очередь, некоррумпированностью. Поэтому всякого рода «презенты» от капитана, застолья на борту полностью исключены, что иногда шокирует капитанов, особенно тех, кто раньше посещал грузинские
происходит только верка документов экипажа переносной портативной техникой. В зависимости от размеров судна и количества экипажа, инспекция на борту занимает от 45 минут до 1 часа (время ожидания инспекции практически отсутствует, полиция своим транспортом добирается до места). После окончания или во время этой инспекции морской агент доставляет все необходимые грузовые и судовые документы в офис таможенной службы, в которую как подразделение входят и санитарные службы. На этом все формальности по приходу завершены. Аналогичные действия происходят при отходе.
Во время стоянки судна в порту, без задержки грузовых операций осуществляется инспекция портового контроля, согласно так называемому Парижскому Меморандуму. Причем, если еще в силе срок действия сертификата проверки, выданного в другом порту, то осуществляется только документальная проверка. Повторная проверка осуществляется, если были найдены нарушения и есть необходимость проверки их устранений. Она официально платная — оплачивается агентом по перечислению.
Во время стоянки судна также производится экологическая инспекция, которая в основном проверяет балластные воды для танкеров и цистерны с льяльными водами и отходами для исключения разлива в порту. Портовый сбор за сдачу отходов в порту обязателен и зависит от размера судна, а не от количества отходов. Это сделано для того, чтобы заинтересовать суда сдавать все отходы, устранить финансовые мотивы загрязнения акватории Грузии. Штрафные санкции очень высоки и выносятся во время судебного заседания при наличии адвокатов капитана судна.
Из-за ограничений территории порта Поти все разгруженные с судна контейнеры сразу направляются на частные терминалы, находящиеся за пределами порта. У нас их называют «сухие порты». Оформление каждого контейнера происходит по упрощенной процедуре и занимает около 3 минут.
Все сухие порты являются таможенными зонами, но для оптимизации контроля и исключения фактов коррупции таможенники там фактически не присутствуют. Они осуществляют контроль через камеры наблюдения в режиме он-лайн. Физический контроль или взятие проб (санитарно-ветеринарная служба входит в состав таможни) осуществляются только в отдельных случаях, по необходимости. На этих терминалах очень удобно организовывать перегруз на другой вид транспорта для дальнейшей доставки или транзита контейнера.
Службе доходов Грузии удалось договориться с линейными перевозчиками и портом о выгрузке из контейнеров в таможенной зоне частных автомобилей, прибывших из Европы, США или Японии, без ожидания их владельцев и предоставления транспортных документов. Надо отметить, что с машинами в Поти прибывает около 20 % всех груженых контейнеров. В контейнере минимум по три-четыре автомобиля — для соответствующего количества получателей, которые могут быть и из других стран. Пока они все соберутся…
Принятое решение дало возможность сократить процесс растаможки и получения прибывшим владельцем машины с номером и техпаспортом до 20 минут. По желанию получатель может посмотреть видеозапись выгрузки автомашины из контейнера, чтобы удостовериться в отсутствии повреждений.
Контейнеры из портов транзитом следуют в другие страны (Грузия имеет границы с четырьмя государствами). Транзитный проезд на пограничных переходах осуществляется оперативно, по принципу «единого окна», водители грузовиков не покидают свой автотранспорт, предоставляя необходимые документы. В основном это накладная п инвойс (или контракт). Только для специальных грузов необходимы дополнительные сертификаты или разрешения. После пересечения грузом таможенной границы грузовладелец по SMS или e-Mail автоматически получает об этом информацию, естественно, предварительно зарегистрировавшись на сайте Службы доходов Грузии (она включает таможенную и налоговую службы).
Добавлю к этому, что любые граждане, пересекающие границу Грузии на личном автотранспорте, также во время пограничных процедур не выходят из автомашины.
Упрощения коснулись и грузового автотранспорта с импортным грузом. Машина, пройдя границу, направляется на растаможку в ближайшую по назначению специализированную зону таможенной очистки. Зоны находятся в нескольких основных экономических центрах страны, но в любом случае не далее, чем в 2-часовой досягаемости.
Здания таких зон изнутри очень напоминают аэропорт — повсюду открытое пространство, созданы все условия для отдыха грузовладельцев (кафе, торговые точки, автоматы, бесплатный Wi-Fi). Здесь осуществляются все виды таможенного оформления, включая транзитное оформление, растаможивание и другое. Предоставляется минимальное количество документов, в основном это транспортная накладная и инвойс (или контракт), для специальных грузов — дополнительные сертификаты, разрешения. Общение с таможенниками происходит вне закрытых кабинетов, при этом невозможно самому выбрать таможенника.
Только через программное обеспечение таможенник может получить инструкцию проверить груз, если это необходимо. Если груз попадает в «зеленый коридор», то все формальности заканчиваются в течение 20 минут, после которых у грузовладельца есть пять дней, чтобы оплатить все таможенные сборы. Можно сделать это сразу, так как банки внутри зоны таможенной очистки работают круглосуточно.
Также у грузовладельца есть возможность предварительно, до прихода груза, заполнить таможенную декларацию, зайдя на сайт Службы доходов Грузии. В таком случае в качестве бонуса ему разрешат оплатить таможенные сборы уже в течение 15 дней. Если при этом груз проходит по «зеленому коридору», то можно с пограничного перехода направить транспорт с грузом прямо на склад грузополучателя без заезда в зону таможенной очистки.
Для компаний, входящих в так называемый «золотой лист», есть возможность оплачивать таможенные сборы в течение 30 дней. Это одна из специальных процедур, которые предлагает Служба доходов Грузии для упрощения ведения бизнеса. Чтобы попасть в «золотой лист», компания должна в течение года заплатить таможенных пошлин на сумму 0,5 млн долларов, оформив 100 таможенных деклараций, а главное — она не должна иметь штрафов или нарушений таможенного законодательства. «Золотой лист» дает возможность компании направлять груз напрямую на свой склад после прохода пограничного контроля: таможенная служба сама прибудет на склад, сообщив заранее по SMS о времени прибытия, и, благодаря портативному устройству в автомобиле, подготовит и предоставит таможенную декларацию.
Еще одна специальная процедура — введение так называемой должности «участковый налоговый офицер». Это сотрудник Службы доходов Грузии, который обязан навещать компании для информирования об изменениях в законодательстве или оказания помощи. В его функцию входит только информирование, а не штрафование налогоплательщика, даже если обнаружено нарушение законодательства.
Есть также процедура, когда налогоплательщик может иметь своего частного налогового советника, организующего встречи с руководителями налоговых властей, запрашивающего у них информацию, напрямую решающего все возникающие вопросы, дающего советы по налогам.
Но, пожалуй, самая интересная специальная процедура приходит на помощь, когда компания оказывается перед фактом налоговой проверки. Ее необходимость определяет компьютерная система без вмешательства человеческого фактора (обычно делается она раз в три года).
От Службы доходов приходит письмо в голубом конверте, в шутку называемое «письмом счастья», согласно которому компанию извещают о налоговой проверке. В письме указывается, что компания может заменить эту проверку альтернативной, которую проведет аккредитованная аудиторская компания. Она выбирается проверяющейся компанией. Такие аудиторы разбиты на категории в зависимости от годового оборота, в самую последнюю категорию «тяжеловесов» входят такие всемирно известные компании, как Ernst&Young, KPMG, PricewaterhouseCoopers, Deloit и другие. Основное отличие при альтернативной проверке состоит в том, что в случае обнаружения нарушений, сумма недоплаченных налогов покрывается без дополнительных штрафов и санкций налоговой службы.
Еще одно нововведение. Рядом с портом находится свободная индустриальная зона, определенная правительством в соответствии с законом, принятым в 2007 году для создания привлекательной бизнес-среды и обеспечения свободного потока капитала и современных технологий. Свободная индустриальная зона в Поти имеет ряд преимуществ. Компании, зарегистрированные в СЗ, освобождены от налога на прибыль, НДС, таможенных и других имущественных налогов и сборов.
Автор:
Эдуард МАЧАВАРИАНИ, руководитель компании «ASSA Trans Caucasus Agency»
Источник:
Порты Украины. – 2014. – № 6. – С. 68 – 69.