Инвестиции в порты: время для приватизации?

1 Сен

Мы много писали об инвестиро­вании в порты Украины, что неудивительно, ведь именно от пропускной способности портов зави­сит развитие всего водного транспор­та. Повышенный интерес к состоянию дел в морских портах объясняется так­же тем, что идет оживленная дискус­сия вокруг направлений реформиро­вания всей украинской экономики. Актуальность развития портового сек­тора объясняется и непростой полити­ческой ситуацией, сложившейся в свя­зи с агрессией соседнего государства и аннексией Крыма. Становится оче­видным факт деградации крымских портов, что потребует напряжения в работе портов континентальной части Украины. Нагрузка на них объектив­но возрастает, так что без инвестиро­вания в создание портовых мощностей они могут превратиться в слабое звено всей транспортной системы Украины.

Старт портовой реформе дал Закон «О морских портах Украины» от 17.05.2012. Этот Закон был принят в условиях острой политической дис­куссии. Тем не менее, думается, что прогрессивная направленность его в основном выдержала проверку жизнью. Однако практика проведения реформы показала и неготовность экономики к внедрению тонких механизмов разви­тия инвестиционной деятельности в украинских портах (читай — концес­сии), с одной стороны, а с другой — экономическую неэффективность и организационную несостоятельность старых схем, таких, как аренда и со­вместная деятельность.

Сколько говорится о внедрении кон­цессионных отношений в украинские порты! А воз и ныне там. Ни один про­ект организации концессии пока не со­стоялся, хотя в экономическом плане внедрение концессии в жизнь портов могло бы значительно способствовать их развитию. Конечно, закон — это нормативный акт, который несет на себе строго юридическую нагрузку, но направления его реализации во мно­гом зависят от воли и интересов го­сударства, а также частных инвесторов, от того, что диктует определенная социально-экономическая обстановка в конкретном историческом контек­сте. Всякая правовая форма обретает смысл только в результате ее реали­зации в действительности. А наше за­конодательство часто представляет со­бой лишь формальную дань моде. Так, например, Закон «О государственно­частном партнерстве» от 1.07.2010 не принес инноваций, которые могли бы облегчить и рационализировать отно­шения, столь важные для портового хозяйства Украины.

Как инвестировать в порты?

Отношения по поводу инвестиро­вания в морские порты Украины ре­гулируются ст.ст. 25—27 упомянутого Закона. Таким образом, частные ин­вестиции в порты направляются сле­дующими способами:

■    в результате исполнения инвести­ционных договоров, то есть дого­воров концессии, совместной дея­тельности, аренды и др.;

■    в результате приватизации объек­тов портовой инфраструктуры, кро­ме стратегических.

Первый проблемный вопрос, который возникает в связи с частными инвестициями в морской порт, это вопрос о природе инвестиционного договора. Этот вопрос одновременно и простой и очень сложный. С одной стороны, иныестиционный договор — это любой договор, на основании которого ведется инвестиционная деятельность. С другой стороны, поскольку такая деятельность может иметь самые разные формы, то и договоры, которые ее опосреду­ют, могут быть различной природы. Причем исчерпывающего перечня видов договоров, характерных для организации инвестиционных отношений законодательство не предусматривает. Общим недостатком всех подобных договоров является то, что на ocновании инвестиционных договоров не происходит, как правило, переход права собственности. Такое положение определяет тот факт, что инвестор не получает предмета, к которому он бы относился как к своему собственному. Думается, что именно это обстоятельство не способствует популярности инвестиционных договоров такого типа. Что же можно сказать о приватизации? В результате приватизации право собственности на вещи всегда пере­ходит, так что государственная или иная форма собственности публично­го характера переходит в частную соб­ственность, как правило, на основании договора купли-продажи, который в со­ответствующем жизненном контексте также можно отнести к инвестицион­ным. Таким образом, даже с позиции самых общих рассуждений выявляется преимущество приватизации по срав­нению с иными способами инвестиро­вания, в том числе инвестирования в портовое хозяйство.

С точки зрения экономики важ­нейшими считаются вопросы о том, сколько стоит инвестиция и насколь­ко она рискованна. Способы оценки инвестиций достаточно хорошо раз­работаны и давно успешно использу­ются. Специфика инвестиционной де­ятельности во многом определяется ее рискованностью. Все способы эконо­мического прогнозирования, которые достаточно успешно применяются при выполнении экспертизы по оценке ин­вестиций и инвестиционных рисков (due diligence), направлены на то, что­бы оптимизировать объемы инвести­ций и способы их внесения. Однако осуществление инвестиционной дея­тельности может быть затруднено не­совершенством правовых механизмов и экономической политики, которая проводится государством.

Особенности приватизации в секторе портового хозяйства

П. 8 ст. 4 Закона «О морских портах Украины» является правовым основа­нием запрета на приватизацию стра­тегических объектов портовой инфра­структуры. Таким образом, становится ясно, что именно нельзя приватизиро­вать. Что же приватизировать можно?

Объекты приватизации в морских портах приведены в ч. 2 ст. 25 упомя­нутого Закона:

1) целостные имущественные ком­плексы государственных предприя­тий и акции публичных акционер­ных обществ;

2) отдельное индивидуально опре­деленное имущество;

3) акции (доли, паи), принадлежа­щие государству в уставном капитале хозяйственных обществ, созданных на базе единых (целостных) имуществен­ных комплексов, построенных за счет государственных и частных инвестиций.

Что касается индивидуально опре­деленного имущества, то, если в отно­шении объекта портовой инфраструк­туры (кроме стратегических объектов), который используется субъектом хозяй­ствования на основании договора арен­ды, заключенного до дня вступления в силу этого Закона, принято решение о его приватизации, такой субъект хо­зяйствования имеет право выкупить его при условии, что им улучшено это имущество не менее чем на 25 % его остаточной стоимости на момент при­ватизации, то есть восстановительной стоимости за вычетом износа без прове­дения конкурса. В случае создания пу­бличного акционерного общества при­чалы, технологически обеспечивающие завершенный цикл оказания услуг, а также земельные участки, на которых расположены причалы и целостный имущественный комплекс, передаются в аренду такому обществу на срок до 49 лет также без проведения конкурса.

Проведение конкурса необходимо в случае продажи целостных имуще­ственных комплексов государствен­ных предприятий и 100 % пакетов ак­ций публичных акционерных обществ. Условия такого конкурса могут преду­сматривать аренду причалов на срок до 49 лет, когда они технологически обе­спечивают завершенный цикл оказа­ния услуг и аренду земельных участ­ков на которых расположены причалы и целостный имущественный комплекс, на такой же срок. Договоры аренды за­ключаются с победителем конкурса. Неисполнение договора купли-продажи покупателем влечет расторжение этого договора и договоров аренды.

Таким образом, приватизация ча­сто проводится в формах, урегулиро­ванных корпоративным правом, то есть путем купли-продажи ценных бумаг, удостоверяющих корпоративные права. В таком случае предприятие (его часть) представляет собой движимую вещь. Когда же предметом сделки является единый (целостный) имущественный комплекс, предприятие — недвижимая вещь, причем вещь очень специфиче­ская. В ст. 191 Гражданского кодекса Украины предприятие трактуется как вещь — объект права. Специфика пред­приятия как вещи определяется тем, что это вещь весьма непростая, да и не только вещь, но совокупность различ­ных видов имущества, а именно: зе­мельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, про­дукция, а также права требования, дол­ги, право на торговую марку и другие права интеллектуальной собственности (нематериальные активы), если иное не установлено договором или законом.

Заключение

Пожалуй, наиболее значимы имен­но корпоративные формы приватиза­ции. Одновременно они и наиболее сложные. Сутью таких форм явля­ется то, что инвестору предлагается не просто совместная деятельность, аренда или концессия — инвестору предлагается бизнес. В случае полу­чения его принципиального согласия подыскивается форма, обеспечиваю­щая интересы обеих сторон договора. Договор, которым опосредуется ин­вестиционная деятельность, прежде всего, должен отображать реальные договоренности сторон. Иначе рано или поздно наступает разочарование и возникают конфликты.

Не так важна форма, как содержа­ние, которое в ней воплощается. Если назвать договор инвестиционным или договором о государственно-частном партнерстве, от этого ничего не из­менится. Более того, в современных условиях мы не рекомендуем слишком усложненных форм инвестиционного договора. Такие формы могут только осложнить задачу прохождения мно­гочисленных процедур согласования. К сожалению, бюрократия еще далеко не утратила своей силы, что и создает многочисленные системные проблемы.

Поскольку со вступлением в силу Закона «О морских портах Украины», по большому счету, системные ошибки не были устранены (о причинах умол­чим), сейчас, по нашему мнению, дру­гого решения — быстрого, легального, реально исполнимого, понятного — кроме приватизации, в особенности приватизации целостных имуществен­ных комплексов (терминалов), пожа­луй, не существует.

Портовое хозяйство — часть эко­номики, и трудно ожидать, что оно окажется в каком-то особом правовом поле. Приватизация же — испытан­ный механизм привлечения инвести­ций. Основные проблемы и достоинства этой формы инвестирования понятны, поскольку практикуются уже более 20 лет. Поэтому не следует приумень­шать значение приватизации, напро­тив, пора повернуться к ней лицом.

Авторы:

Артур НИЦЕВИЧ, партнер, адвокат Международной юридической службы (Interlegal), председатель Морского института Украины;

Николай МЕЛЬНИКОВ, партнер, специалист по морскому праву Междуна­родной юридической службы (Interlegal).

Источник: Порты Украины. – 2014. – № 6. – С. 66 – 67.