Совет специалиста: чего стоит опасаться моряку при подписании контракта

14 Мар

14 марта, /SEAFARERS JOURNAL/. Значительно возросло количество обращений моряков в Профсоюз работников морского транспорта Украины. Основной причиной этих обращений является частичная или полная невыплата заработной платы. При этом причину невыплаты судовладелец называет практически всегда одну и ту же: трудные времена, компания испытывает финансовые проблемы – поэтому зарплату ждите через несколько месяцев или не ждите вовсе. Об этом говорится на официальном сайте ПРМТУ.

Практика долгосрочных задержек законно заработанных моряками денег процветает в Черноморском бассейне. В сообщении профсоюза говорится:“Мы уже неоднократно писали о кампании «Черное море позора», выявившей частые нарушения прав моряков, занижение ставок заработных плат, проблемы с элементарным снабжением судна и многое другое”.

Как заявляют в организации, по Черноморскому региону курсируют технически и морально устаревшие суда типа “Волга”, “Волго-Дон”, “Волго-Балт”. Некоторые из них действительно находятся в пригодном для плавания состоянии (благодаря профессионализму наших моряков). Эти суда возрастом от 25 лет и выше, они не имеют права отходить от берега дальше, чем на 20 морских миль, а также имеют запрет на плавание в зимнее время года.

По мнению представителей ПРМТУ, в погоне за уменьшением издержек, судовладелец “просит” моряков нарушать запреты и рисковать своей жизнью ради прибыли. Моряки соглашаются, потому что дома их ждут семьи, пожилые родители, долги.

Кроме того, по шкале Международной федерации транспортников (МФТ/ITF) базовая ставка матроса по состоянию на январь 2014 года составляет 632 доллара, в то время как по субстандартным условиям матрос получает базис 150-200 долларов. На практике общая заработная плата матроса редко достигает более 500 долларов.

Как говорят эксперты, “уловка” кроется уже в индивидуальном контракте. В пункте о заработной плате пишется, что зарплата моряка состоит из нескольких компонентов: базисной ставки, фиксированного овертайма (независимо от количества отработанных часов) и так называемого бонуса судовладельца, который составляет половину общей суммы. И вот, когда приходит момент расчета зарплаты, моряка ставят перед фактом, что свой бонус он не получит, потому что «судно работало в убыток», «компания испытывает финансовые трудности» и другое. Но основная проблема в данном случае заключается в том, что моряк подписал индивидуальный контракт, согласившись тем самым с его условиями. Чтобы избежать подобных неприятностей, Профсоюз работников морского транспорта Украины подготовил памятку моряку перед уходом в рейс.

ПАМЯТКА МОРЯКУ

Перед уходом в рейс

Сейчас, не зависимо от того, где подписывается контракт, кто является судовладельцем, и в каком порту вы поднимаетесь на борт судна, за редким исключением вы будете работать под «удобным» флагом (Flag of convenience, FOC).    «Удобным» флаг называется потому, что он является экономически более выгодным для судовладельца, то есть помогает сэкономить на расходах, сократить налоговые отчисления, более привлекателен с правовой стороны. Для моряка же «удобный» флаг несет некоторые угрозы.

Итак, прежде чем отправиться в рейс на судне под «удобным» флагом, убедитесь что:

• компания имеет действующий коллективный договор, заключенный между судовладельцем и Профсоюзом работников морского транспорта Украины либо другой членской организацией ITF (копия этого договора должна находиться и на судне);

• компания, нанимающая вас на судно, сертифицирована согласно требованиям Конвенции Международной организации труда “О труде в морском судоходстве” 2006 года (MLC-2006).

Если у вас возникли сомнения по поводу компании или судна, обратитесь за консультацией в ПРМТУ.

А также:

• Внимательно прочтите ваш контракт! Если вам непонятны какие-либо моменты, уточняйте на месте. Также вы можете взять образец контракта и ознакомиться с ним дома, показать доверенному лицу или посоветоваться с работниками Профсоюза.

• Обратите внимание на то, что в контракте должны быть указаны следующие данные: продолжительность, условия найма,  форма и размер заработной платы, время труда и отдыха и тому подобное.

• В соответствие с требованиями Конвенции МОТ “О труде в морском судоходстве” 2006 года, (MLC-2006), индивидуальный контракт вы должны подписать в четырех экземплярах: одни экземпляр остается вам, второй – передается на судно, третий – отправляется в компанию, а четвертый – в Международную федерацию транспортников (ITF). Также настоятельно советуем вам оставить копию контракта человеку, которого вы указали в графе next of kin.

Не подписывайте контракт, если:

• в тексте контракта есть пропущенные строки, незаполненные данные, непонятные вам пункты или пункты, которые не имеют четкой трактовки;

• если контракт предусматривает внесение изменений в него в одностороннем порядке;

• если в контакте предусматривается право судовладельца задерживать вам заработную плату, производить удержания и т.п. Согласно требованиям MLC-2006, вы должны получать заработную плату в полном объеме в конце каждого календарного месяца;

• если контракт содержит пункты, в которых моряк обязуется покрывать расходы на прибытие на судно и репатриацию;

• контракт, который ограничивает ваше право быть членом профсоюза и обращаться за помощью.

Контракт, который вы собственноручно и добровольно подписали, становится юридически весомым документом.

Кроме того! Следите за своевременной выплатой зарплаты. В случае задержки более чем на полтора-два месяца, немедленно обращайтесь к инспектору ITF или в свой профсоюз.

Всегда имейте при себе адреса и телефоны Профсоюза работников морского транспорта Украины и инспекторов ITF: в случае возникновения трудностей немедленно свяжитесь с ними.

Ищите членский профсоюз или инспектора ITF на сайте    http://www.itfseafarers.org/find_inspector.cfm

Источник: http://www.seafarersjournal.com/news/view/sovet-spetsialista-chego-stoit-opasatsya-moryaku-pri-podpisanii-kontrakta