В середине сентября 2013 года в Верховной Раде Украины был зарегистрирован законопроект № 3294, которым предлагается внести изменения в статью 32 Кодекса торгового мореплавания Украины. Изменения предполагают существенную либерализацию правил предоставления судам права плавания под государственным флагом Украины.
Законопроект № 3294 был внесен на рассмотрение Верховной Рады народным депутатом Геннадием ТРУХАНОВЫМ, избранным в парламент по 136-му избирательному округу Одессы.
Геннадий Леонидович согласился прокомментировать основные положения поданного им законопроекта для журнала «Порты Украины».
— С чем связана необходимость внесения предлагаемых Вами изменений?
— Кодекс торгового мореплавания (КТМ) был принят еще в 1995 году. За прошедшие почти 20 лет реалии экономического развития в целом и развития морской отрасли в частности претерпели существенные изменения, в связи с чем ряд норм КТМ устарели и являются неэффективными (а иногда и просто вредными, т.е. препятствующими развитию отрасли) на практике. Международный опыт уже давно пошел другим, более либеральным и эффективным путем, устранив ряд ограничений на право плавания под тем или иным национальным флагом.
Как известно, действующая редакция статьи 32 Кодекса торгового мореплавания Украины предусматривает, что право плавания под государственным флагом Украины может быть предоставлено исключительно тем судам, которые являются государственной собственностью или находятся в собственности или в эксплуатации на условиях договора бербоут-чартера физических лиц-граждан Украины, а также юридических лиц, зарегистрированных в Украине, учрежденных исключительно украинскими владельцами.
То есть в соответствии с действующей редакцией указанной нормы суда, принадлежащие юридическим лицам, зарегистрированным в соответствии с законодательством Украины, но в уставном капитале которых присутствует хотя бы минимальная доля иностранного капитала (в составе учредителей присутствуют физические или юридические лица — нерезиденты Украины — ред.), не могут быть наделены правом плавания под государственным флагом Украины.
Очевидно, что существующее ограничение служит серьезным барьером для привлечения иностранного инвестирования в развитие отечественного судоходства и способствует его тене-зации, поскольку судовладельцы вынуждены выбирать для своих судов более лояльные флаги.
Кроме того, действующей редакцией КТМ Украины не предусмотрена возможность предоставления права плавания под государственным флагом Украины судам, принадлежащим физическим лицам — субъектам предпринимательской деятельности. Хотя необходимость урегулирования этого вопроса продиктована тем, что физические лица-предприниматели являются полноценными (наряду с юридическими лицами) субъектами хозяйствования, наделенными правом осуществления хозяйственной деятельности, в том числе связанной с судоходством.
Обсуждение необходимости внедрения более либерального и современного подхода к вопросу о предоставлении права плавания под государственным флагом Украины велось уже давно. И каждый, кто сталкивается с этим вопросом на практике, понимает, что изменения назрели. Но изменить нормы законодательства можно только путем подачи соответствующего законопроекта.
Для подготовки такого законопроекта и систематизации всех предложений в единый документ мы обратились к юристам известной одесской юридической фирмы «АНК», специализирующейся в том числе на морском и транспортном праве. Совместно с юридической фирмой «АНК» и был разработан этот законопроект.
— В чем суть предлагаемого законопроекта?
— Законопроект предлагает внести в статью 32 КТМ Украины изменения, призванные устранить указанные недостатки. Речь идет о предоставлении права плавания под государственным флагом Украины судам, принадлежащим любым юридическим лицам, созданным в соответствии с законодательством Украины (независимо от состава учредителей), а также физическим лицам-предпринимателям.
— Какие положительные последствия, по вашему мнению, повлечет принятие законопроекта парламентом?
— Если законопроект будет поддержан Верховной Радой Украины, морскую отрасль Украины может ожидать существенное оживление. Владельцы и эксплуатанты судов, которые в настоящее время не имеют возможности получить право плавания под государственным флагом Украины и вынуждены искать другие, более либеральные и удобные юрисдикции, смогут беспрепятственно такое право получить. Это позволит существенным образом поддержать отечественных судовладельцев, позволив им выйти из тени и плавать под флагом Украины.
Кроме того, иностранные инвесторы, которые в данный момент, в силу существующих ограничений, не заинтересованы в инвестировании в судоходство Украины, получат стимул для реализации своих инвестиционных проектов. Это, безусловно, принесет пользу экономике государства.
Кроме того, право плавания под государственным флагом Украины может дать толчок к развитию судостроительной отрасли.
Положительным моментом в данном случае является и то, что реализация законопроекта не потребует каких-либо бюджетных затрат. Задача только в том, чтобы одобрить правильное решение давно назревшего вопроса, а это сегодня в силах парламента и Президента Украины.
Источник: Порты Украины. – 2013. – № 8. – С. 18 – 19.