Споры с железной дорогой: украинская история

25 Май

Утрата или повреждение груза в процессе перевозки — явление достаточно распространенное. Также распространенными являются и вопросы, которые в таких случаях задает грузовладелец: “Кто виноват и что делать?”. Казалось бы, ответ лежит на поверхности — если утрата или повреждение груза произошли в процессе перевозки, ответственность несет перевозчик. Но опытные юристы-транспортники знают, что не все так просто. Прежде чем определить лицо, к которому можно предъявить претензию, необходимо провести детальный анализ сопроводительных документов на груз, выстроить цепочку взаимоотношений между собственником и перевозчиком, установить, на каком именно этапе доставки груза произошла его утрата или повреждение. Ведь совсем не редкость, когда в процесс транспортировки вовлечены несколько участников, каждый из которых выполняет свою функцию, при этом собственник груза с фактическим перевозчиком напрямую не связан.

Особыми являются случаи утраты груза в про­цессе его перевозки железной дорогой. Дело в том, что ответственность железной дороги как перевозчика регулируется специальным норма­тивным актом — Уставом железных дорог Украины, утвержденным постановлением КМУ от 6.04.1998 г. № 457. Этот документ предусматривает множество нюансов предъявления претензий и исков к железной дороге, начиная от сроков их предъявления, заканчи­вая условиями ограничения ответственности перевоз­чика.

Споры с железной дорогой — это отдельная кате­гория споров, успех исхода которых во многом зави­сит от правильного оформления транспортных доку­ментов и от знания особенностей законодательства, регулирующего этот процесс.

ПРЕТЕНЗИИ И ИСКИ К ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ

Начнем с того, что в отличие от других перевоз­чиков, срок, в течение которого к железной дороге может быть предъявлена претензия и/или иск, значительно ограничен и составляет всего 6 месяцев.

Ограниченным является и круг лиц, которые могут обратиться с претензией к железной дороге — это или отправитель, или получатель груза по железнодорож­ной накладной, независимо от того, являются ли эти лица собственниками груза. А вот собственник груза, если он не обозначен в железнодорожной накладной в качестве отправителя/получателя, такого права ли­шен. Такое ограничение, конечно же, представляет собой риск для собственника груза — ведь нередко отправителями/получателями груза по накладной вы­ступают экспедиторы, которые не всегда заинтересо­ваны в судебной тяжбе с железной дорогой, посколь­ку тесно связаны с нею постоянным бизнесом.

Не так давно мы столкнулись с достаточно стан­дартной ситуацией утраты груза в процессе его тран­спортировки железной дорогой. Требование по воз­мещению убытков, причиненных частичной утратой груза, собственник предъявил экспедитору, который выступал в качестве получателя груза по накладной и организовывал весь процесс его транспортировки по территории Украины. Поскольку ответственность экспедитора была застрахована, экспедитор согла­сился с претензиями собственника и заявил стра­ховщику о наступлении страхового случая. Выплатив страховое возмещение, компания страховщика зада­лась вопросом реализации своего регрессного требо­вания к перевозчику — железной дороге. Практика рассмотрения таких случаев в судебном порядке скуд­ная. В известных нам случаях суд зачастую отказывал в удовлетворении регрессных требований, указывая, что право на предъявление требований к железной дороге, которые связаны с утратой груза, имеет толь­ко отправитель или получатель груза, но не страховая компания.

СПОР С ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГОЙ В СУДЕ

Еще одной особенностью споров с железной до­рогой является их подсудность. По правилам Устава железных дорог Украины, все исковые требования, связанные с утратой, недостачей груза, во всех слу­чаях предъявляются к железной дороге назначения, независимо от того, на каком отрезке пути произошла утрата груза или была выявлена недостача.

В спорах с железной дорогой особого внимания за­служивает и вопрос доказывания. Как известно, при обращении с иском в суд истец должен обосновать свои требования и подтвердить их соответствующи­ми документами (доказательствами). В спорах с же­лезной дорогой без особенностей доказательной базы тоже не обошлось. Прежде чем обращаться с иском в суд, необходимо заручиться оригиналом железнодо­рожной накладной, которая предоставляется вместе с иском. А обстоятельства, могущие быть основанием для гражданской ответственности железной дороги, должны быть подтверждены специальными докумен­тами установленного образца — коммерческими акта­ми или актами общей формы, которые также должны предоставляться в суд исключительно в оригиналах. Кроме того, каждый из указанных актов составляется железной дорогой только в строго определенных слу­чаях и взаимозаменяемыми они не являются, хотя же­лезная дорога часто грешит тем, что вместо коммер­ческого акта составляется акт общей формы.

Вполне понятно, что железная дорога не заинтере­сована в составлении документов, которые впослед­ствии могут стать основаниям для материальной от­ветственности. Именно поэтому часто требование о составлении актов вообще игнорируется.

Однако если контрагенты железной дороги в до­говоре перевозки рассчитывают на положительный результат в суде, без таких документов не обойтись. Даже если представители железной дороги инициати­ву не проявляют, важно настаивать на их составле­нии. В том случае, если железная дорога не выпол­няет требование, или намеренно затягивает процесс, получатель еще до вывоза груза со станции имеет право подать жалобу на отказ в составлении акта. Расписка железной дороги о принятии жалобы может быть подана в суд вместо оригинала соответствующе­го акта. И тогда вопрос суда о причинах несоставле­ния коммерческого акта будет адресован уже пред­ставителю железной дороги.

Помимо описанных выше обязательных докумен­тов, в суд необходимо будет предоставить и докумен­ты, подтверждающие размер причиненного ущерба.

Поскольку большая часть споров с железной до­рогой связана с недостачей или повреждением груза, очень важно доказать в суде, какое именно количе­ство груза было передано железной дороге для пере­возки, подтвердить правильность погрузки и крепле­ния груза. Дело в том, что на практике очень часто погрузка груза осуществляется силами отправителя. Составление железнодорожной накладной также про­исходит на основании данных, представленных отпра­вителем. Если не оговаривается иное, железная до­рога не производит проверку веса груза при приемке, не контролирует его погрузку и размещение в контей­нерах. Пользуясь этим, наиболее распространенной тактикой защиты железной дороги является утверж­дение о том, что груз был загружен не в полном объе­ме или неправильно была осуществлена его погрузка/ крепление, что и стало причиной утраты, поврежде­ния, недостачи или порчи.

Выходом тут может стать документирование каж­дого этапа погрузки, крепления, отправки груза. Если речь идет об особенно ценном грузе, желательно на­стаивать на перевеске груза железной дорогой от­правления и фиксации этих данных в накладной. Не лишним будет также привлечение сюрвейерской ком­пании, которая зафиксирует каждый этап погрузки. Такую фиксацию желательно проводить при участии представителя железной дороги.

Одной из самых распространенных ошибок, кото­рые допускают заинтересованные лица при обнару­жении недостачи или повреждения груза в процессе перевозки, является самостоятельное привлечение экспертной организации для определения размеров и причин ущерба. На практике для этих целей чаще всего пользуются услугами сюрвейерских компаний. Привлечение сюрвейера конечно лишним не является и вполне может дать представление о происшествии. Но необходимо быть готовым к тому, что выводы сюр­вейерской компании вряд ли могут быть положены в основу выводов суда. Представляя интересы грузополучателя в суде по иску против железной дороги, мы столкнулись с тем, что суд посчитал выводы сюрвей­ерской компании ненадлежащими доказательствами по делу. Дело в том, что для суда выводы сюрвейер­ской компании не считаются выводами эксперта, и любые выводы сюрвейера ставятся судом под сомнение. В том случае, когда необходимо определить причины причиненного ущерба, делать это следует в строгом соответствии с требованиями Устава железных до­рог, который предусматривает, что в случае необхо­димости установления размера или причин недоста­чи, порчи или повреждения груза и суммы, на которую понизилась его стоимость, железная дорога по соб­ственной инициативе или по требованию получателя привлекает экспертов. Экспертиза проводится в при­сутствии начальника станции, его заместителя или иного уполномоченного работника железной дороги.

Если представители железной дороги уклоняют­ся от проведения экспертизы, получатель имеет пра­во привлечь экспертов самостоятельно. К примеру, в качестве экспертов могут выступать представите­ли Торгово-промышленной палаты Украины. Выво­ды специалистов Торгово-промышленной палаты не могут быть проигнорированы судом. В том случае, если по какой-либо причине для установления обстоя­тельств и размера ущерба была все же приглашена только сюрвейерская компания, необходимо позабо­титься о том, чтобы представители железной дороги присутствовали при осмотре и впоследствии подписа­ли соответствующие выводы сюрвейеров.

При выявлении признаков недостачи груза или по­вреждения вагонов, упаковки, в результате чего груз мог быть утерян, крайне важно определить размер не­достачи и зафиксировать его в коммерческом акте.

Совокупность всех выше описанных документов, если они были составлены вовремя и в срок, является шагом к положительному решению суда.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В качестве заключения стоит отметь, что уни­версального рецепта в спорах с железной дорогой нет. В каждом конкретном случае есть свои особен­ности, которые нужно учитывать. В нашей статье мы описали только верхушку айсберга — факторы, которые стоит учитывать при инициировании спо­ров с железной дорогой. Как уже было упомяну­то, деятельность железной дороги регулируется специальным законодательством, основой которо­го является Устав железных дорог. Кроме этого, в своей деятельности железная дорога руководству­ется множеством иных подзаконных нормативных актов, детально регулирующих различные этапы перевозки. Нужно также отметить, что совершенно иные правила предусмотрены для перевозок грузов в прямом международном железнодорожном сооб­щении.

Вполне понятно, что грузовладельцы, доскональ­но разбираясь в коммерческой стороне вопроса, не всегда могут оперативно и правильно отреагиро­вать на то или иное происшествие с грузом в про­цессе перевозки. Между тем любое промедление или неправильно составленный документ может стать дополнительным основанием для освобождения же­лезной дороги от ответственности. Поэтому в слу­чае выявления каких-либо признаков недостачи или повреждения груза мы советуем обращаться за со­ветом к специалистам, которые проследят, чтобы каждое действие со стороны железной дороги про­исходило в строгом соответствии с требованиями закона.

Автор:

ГОРОВАЯ Карина, юрист Interlegal, Международная юридическая служба Украина, Киев—Одесса, www.interlegal.com.ua

Источник:

Транспорт. – 2013. – № 20. – 69 – 71.



Ввиду таких ограничений интересным является во­прос предъявления регрессного требования к желез­ной дороге, например, со стороны страховой компа­нии.