Утрата или повреждение груза в процессе перевозки — явление достаточно распространенное. Также распространенными являются и вопросы, которые в таких случаях задает грузовладелец: “Кто виноват и что делать?”. Казалось бы, ответ лежит на поверхности — если утрата или повреждение груза произошли в процессе перевозки, ответственность несет перевозчик. Но опытные юристы-транспортники знают, что не все так просто. Прежде чем определить лицо, к которому можно предъявить претензию, необходимо провести детальный анализ сопроводительных документов на груз, выстроить цепочку взаимоотношений между собственником и перевозчиком, установить, на каком именно этапе доставки груза произошла его утрата или повреждение. Ведь совсем не редкость, когда в процесс транспортировки вовлечены несколько участников, каждый из которых выполняет свою функцию, при этом собственник груза с фактическим перевозчиком напрямую не связан.
Особыми являются случаи утраты груза в процессе его перевозки железной дорогой. Дело в том, что ответственность железной дороги как перевозчика регулируется специальным нормативным актом — Уставом железных дорог Украины, утвержденным постановлением КМУ от 6.04.1998 г. № 457. Этот документ предусматривает множество нюансов предъявления претензий и исков к железной дороге, начиная от сроков их предъявления, заканчивая условиями ограничения ответственности перевозчика.
Споры с железной дорогой — это отдельная категория споров, успех исхода которых во многом зависит от правильного оформления транспортных документов и от знания особенностей законодательства, регулирующего этот процесс.
ПРЕТЕНЗИИ И ИСКИ К ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ
Начнем с того, что в отличие от других перевозчиков, срок, в течение которого к железной дороге может быть предъявлена претензия и/или иск, значительно ограничен и составляет всего 6 месяцев.
Ограниченным является и круг лиц, которые могут обратиться с претензией к железной дороге — это или отправитель, или получатель груза по железнодорожной накладной, независимо от того, являются ли эти лица собственниками груза. А вот собственник груза, если он не обозначен в железнодорожной накладной в качестве отправителя/получателя, такого права лишен. Такое ограничение, конечно же, представляет собой риск для собственника груза — ведь нередко отправителями/получателями груза по накладной выступают экспедиторы, которые не всегда заинтересованы в судебной тяжбе с железной дорогой, поскольку тесно связаны с нею постоянным бизнесом.
Не так давно мы столкнулись с достаточно стандартной ситуацией утраты груза в процессе его транспортировки железной дорогой. Требование по возмещению убытков, причиненных частичной утратой груза, собственник предъявил экспедитору, который выступал в качестве получателя груза по накладной и организовывал весь процесс его транспортировки по территории Украины. Поскольку ответственность экспедитора была застрахована, экспедитор согласился с претензиями собственника и заявил страховщику о наступлении страхового случая. Выплатив страховое возмещение, компания страховщика задалась вопросом реализации своего регрессного требования к перевозчику — железной дороге. Практика рассмотрения таких случаев в судебном порядке скудная. В известных нам случаях суд зачастую отказывал в удовлетворении регрессных требований, указывая, что право на предъявление требований к железной дороге, которые связаны с утратой груза, имеет только отправитель или получатель груза, но не страховая компания.
СПОР С ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГОЙ В СУДЕ
Еще одной особенностью споров с железной дорогой является их подсудность. По правилам Устава железных дорог Украины, все исковые требования, связанные с утратой, недостачей груза, во всех случаях предъявляются к железной дороге назначения, независимо от того, на каком отрезке пути произошла утрата груза или была выявлена недостача.
В спорах с железной дорогой особого внимания заслуживает и вопрос доказывания. Как известно, при обращении с иском в суд истец должен обосновать свои требования и подтвердить их соответствующими документами (доказательствами). В спорах с железной дорогой без особенностей доказательной базы тоже не обошлось. Прежде чем обращаться с иском в суд, необходимо заручиться оригиналом железнодорожной накладной, которая предоставляется вместе с иском. А обстоятельства, могущие быть основанием для гражданской ответственности железной дороги, должны быть подтверждены специальными документами установленного образца — коммерческими актами или актами общей формы, которые также должны предоставляться в суд исключительно в оригиналах. Кроме того, каждый из указанных актов составляется железной дорогой только в строго определенных случаях и взаимозаменяемыми они не являются, хотя железная дорога часто грешит тем, что вместо коммерческого акта составляется акт общей формы.
Вполне понятно, что железная дорога не заинтересована в составлении документов, которые впоследствии могут стать основаниям для материальной ответственности. Именно поэтому часто требование о составлении актов вообще игнорируется.
Однако если контрагенты железной дороги в договоре перевозки рассчитывают на положительный результат в суде, без таких документов не обойтись. Даже если представители железной дороги инициативу не проявляют, важно настаивать на их составлении. В том случае, если железная дорога не выполняет требование, или намеренно затягивает процесс, получатель еще до вывоза груза со станции имеет право подать жалобу на отказ в составлении акта. Расписка железной дороги о принятии жалобы может быть подана в суд вместо оригинала соответствующего акта. И тогда вопрос суда о причинах несоставления коммерческого акта будет адресован уже представителю железной дороги.
Помимо описанных выше обязательных документов, в суд необходимо будет предоставить и документы, подтверждающие размер причиненного ущерба.
Поскольку большая часть споров с железной дорогой связана с недостачей или повреждением груза, очень важно доказать в суде, какое именно количество груза было передано железной дороге для перевозки, подтвердить правильность погрузки и крепления груза. Дело в том, что на практике очень часто погрузка груза осуществляется силами отправителя. Составление железнодорожной накладной также происходит на основании данных, представленных отправителем. Если не оговаривается иное, железная дорога не производит проверку веса груза при приемке, не контролирует его погрузку и размещение в контейнерах. Пользуясь этим, наиболее распространенной тактикой защиты железной дороги является утверждение о том, что груз был загружен не в полном объеме или неправильно была осуществлена его погрузка/ крепление, что и стало причиной утраты, повреждения, недостачи или порчи.
Выходом тут может стать документирование каждого этапа погрузки, крепления, отправки груза. Если речь идет об особенно ценном грузе, желательно настаивать на перевеске груза железной дорогой отправления и фиксации этих данных в накладной. Не лишним будет также привлечение сюрвейерской компании, которая зафиксирует каждый этап погрузки. Такую фиксацию желательно проводить при участии представителя железной дороги.
Одной из самых распространенных ошибок, которые допускают заинтересованные лица при обнаружении недостачи или повреждения груза в процессе перевозки, является самостоятельное привлечение экспертной организации для определения размеров и причин ущерба. На практике для этих целей чаще всего пользуются услугами сюрвейерских компаний. Привлечение сюрвейера конечно лишним не является и вполне может дать представление о происшествии. Но необходимо быть готовым к тому, что выводы сюрвейерской компании вряд ли могут быть положены в основу выводов суда. Представляя интересы грузополучателя в суде по иску против железной дороги, мы столкнулись с тем, что суд посчитал выводы сюрвейерской компании ненадлежащими доказательствами по делу. Дело в том, что для суда выводы сюрвейерской компании не считаются выводами эксперта, и любые выводы сюрвейера ставятся судом под сомнение. В том случае, когда необходимо определить причины причиненного ущерба, делать это следует в строгом соответствии с требованиями Устава железных дорог, который предусматривает, что в случае необходимости установления размера или причин недостачи, порчи или повреждения груза и суммы, на которую понизилась его стоимость, железная дорога по собственной инициативе или по требованию получателя привлекает экспертов. Экспертиза проводится в присутствии начальника станции, его заместителя или иного уполномоченного работника железной дороги.
Если представители железной дороги уклоняются от проведения экспертизы, получатель имеет право привлечь экспертов самостоятельно. К примеру, в качестве экспертов могут выступать представители Торгово-промышленной палаты Украины. Выводы специалистов Торгово-промышленной палаты не могут быть проигнорированы судом. В том случае, если по какой-либо причине для установления обстоятельств и размера ущерба была все же приглашена только сюрвейерская компания, необходимо позаботиться о том, чтобы представители железной дороги присутствовали при осмотре и впоследствии подписали соответствующие выводы сюрвейеров.
При выявлении признаков недостачи груза или повреждения вагонов, упаковки, в результате чего груз мог быть утерян, крайне важно определить размер недостачи и зафиксировать его в коммерческом акте.
Совокупность всех выше описанных документов, если они были составлены вовремя и в срок, является шагом к положительному решению суда.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В качестве заключения стоит отметь, что универсального рецепта в спорах с железной дорогой нет. В каждом конкретном случае есть свои особенности, которые нужно учитывать. В нашей статье мы описали только верхушку айсберга — факторы, которые стоит учитывать при инициировании споров с железной дорогой. Как уже было упомянуто, деятельность железной дороги регулируется специальным законодательством, основой которого является Устав железных дорог. Кроме этого, в своей деятельности железная дорога руководствуется множеством иных подзаконных нормативных актов, детально регулирующих различные этапы перевозки. Нужно также отметить, что совершенно иные правила предусмотрены для перевозок грузов в прямом международном железнодорожном сообщении.
Вполне понятно, что грузовладельцы, досконально разбираясь в коммерческой стороне вопроса, не всегда могут оперативно и правильно отреагировать на то или иное происшествие с грузом в процессе перевозки. Между тем любое промедление или неправильно составленный документ может стать дополнительным основанием для освобождения железной дороги от ответственности. Поэтому в случае выявления каких-либо признаков недостачи или повреждения груза мы советуем обращаться за советом к специалистам, которые проследят, чтобы каждое действие со стороны железной дороги происходило в строгом соответствии с требованиями закона.
Автор:
ГОРОВАЯ Карина, юрист Interlegal, Международная юридическая служба Украина, Киев—Одесса, www.interlegal.com.ua
Источник:
Транспорт. – 2013. – № 20. – 69 – 71.
Ввиду таких ограничений интересным является вопрос предъявления регрессного требования к железной дороге, например, со стороны страховой компании.