Что такое Свод обычаев морского порта и для чего его принимают?

27 Мар

После принятия Закона «О морских портах Украины» 17.05.2012 значительно оживился интерес ко всем вопросам, связанным с правовым статусом морских портов. Ч. 3 ст. 9 упомянутого Закона Украины прямо предусматривает, что Свод обычаев морского порта издается администрацией морских портов Украины для каждого морского порта, заверяется Торгово-промышленной палатой Украины и публикуется на официальном веб-сайте администрации морских портов Украины.

Зачем же каждому морскому порту свой Свод обычаев? Разве нельзя считать, что правовой статус морских портов, в частности, морских торговых портов в Украине, является единым для всех портов? Конечно, правовой статус каждого украинского морского торгового порта одинаков в силу того, что на каждый порт распространяются правовые нормы украинского национального законодательства, нормы международного права, признанного и имплементированного Украиной, а также императивные нормы международного права – общепризнанные нормы и принципы международного права (ius cogens). Однако в каждом морском торговом порту имеются свои особенности, которые вытекают из местных условий, например: производственных и технических возможностей порта, географических и гидрометеорологических условий, которые определяют специфику безопасности мореплавания, охраны общественного порядка, грузов и другого имущества в порту, принятия противопожарных, санитарных мер и мер по охране окружающей природной среды, а также порядка захода и выхода в море (отхода) судов. Эти особенности и находят отражение в Своде обычаев.

В настоящее время большую актуальность в коммерческом плане для фрахтователей судов и судовладельцев имеют обычаи портов, закрепляющие нормы погрузки-выгрузки грузов и, таким образом, нормы простоя морских судов при выполнении грузовых операций.

Обычаи порта, регулирующие эти отношения, применяются в случаях, когда договор морской перевозки не содержит соответствующих указаний, касающихся вопроса, регулируемого обычаями. В этих случаях применение соответствующего правила, установленного обычаями порта, может иметь место либо на основе содержащегося в договоре морской перевозки условия о применении обычаев порта, либо в силу того, что норма права, подлежащая применению при разрешении вопроса, возникшего во взаимоотношениях сторон, отсылает к обычаям порта. Разумеется, обычаи порта не могут противоречить законодательству.

Так, действующий Свод обычаев Одесского морского торгового порта, утвержденный приказом начальника порта, легализованный заключением Одесской региональной торгово-промышленной палаты № 545 от 28.12.1999, регулирует следующие отношения:

– производственный режим работы порта;

– порядок и условия захода и выхода судов в(из) порт(а);

– порядок и условия обработки и обслуживания находящихся в порту судов, грузов и пассажиров;

– порядок и условия завоза в порт, пребывания в порту и вывоза груза иными видами транспорта;

– порядок и условия хранения грузов на складах порта;

– порядок по предотвращению загрязнения окружающей среды;

– порядок и условия осуществления охраны судов вочманской службой.

В древнейшем праве обычаи играли гораздо более значительную роль, поскольку правовые системы возникали из общественных обычаев, существовавших в догосударственную эпоху. Благодаря следованию определенным обычаям формируется представление о социальной группе, например, хорошая морская практика — это устоявшиеся стандарты поведения в профессиональной группе специалистов морского транспорта. Общепризнанный стандарт поведения ограничивает произвол и ухищрения отдельных лиц получить ненормальные преимущества над другими. Таким образом, первые представления о нормальном поведении появились именно из обычаев и обыкновений, как нормальной практики, соблюдающейся в жизни при достижении разнообразных целей. В древности обычаи имели большую юридическую силу, чем писаное право, например, в Древнем Риме.

Только в развитых правовых системах обычаи стали уступать по юридической силе писаному праву — законам, договорам. Тем не менее, современная доктрина отдает решительное предпочтение т. наз. писаному праву. Тем более странно выглядит положение, закрепленное в п. 3 ч. 2 ст. 9 Закона «О морских портах Украины»:

– при наличии в договоре морской перевозки условий, противоречащих обычаям морского порта, применяется Свод обычаев морского порта.

Не понятно, что вообще имел в виду законодатель при закреплении в Законе такой нормы. Это положение украинского законодательства, вероятно, просто останется мертвой нормой, которая не будет применяться, поскольку не имеет практического смысла. Ведь не мог же законодатель провозгласить возврат к древнейшим порядкам! В то же время в п. 1 ч. 1 ст. 9 упомянутого Закона вводится очень важная норма:

– Свод обычаев морского порта содержит правила о порядке вручения уведомления о готовности судна к выполнению операций с грузом.

Эту норму можно считать институционализацией уведомления (нотиса) о готовности. В КТМ Российской Федерации этот институт введен в ст. 129. Неподача нотиса о готовности судна к выполнению грузовых работ имеет, по крайней мере, то юридическое последствие, что не начинается течение сталийного времени.

Таким образом, Свод обычаев морского порта – это источник права, регулирующий правовой режим деятельности в порту наряду с нормативными актами, договорами, прецедентами, а в некоторых странах – и доктриной, в котором записаны обычаи, действующие в конкретном порту, причем они могут действовать независимо от воли сторон договора, в отличие от обыкновений, на которые ссылка в договоре необходима. Например, ИНКОТЕРМС или Йорк-Антверпенские правила не применяются к конкретным правовым отношениям сторон, если их применение к этим отношениям сторон не упомянуто в договоре, заключенном между ними.

Автор:

Артур Ницевич
Управляющий партнер “Международной юридической службы Interlegal”

Источник:

http://cfts.org.ua/question?id=26