Яхты на внутренних водных путях Украины и Российской Федерации

25 Дек

Резервирование каботажных перевозок за судами, которые ходят под национальным флагом, – обычная практика в Европе и во всем мире. Только в случаях и порядке, установленных Правительством, перевозки и буксировка в каботаже могут осуществляться судами под иностранным флагом.

Тем не менее, в законодательстве России и Украины в 2012 г. появились новеллы, благодаря которым внутренние водные пути этих стран стали открытыми для иностранных яхт. Этим новеллам и посвящена настоящая публикация.

Аналогичные нормы закрепле­ны как в Украине (ст. 131 КТМ Украины), так и в России (ст. 4 КТМ Российской Федерации). Напри­мер, перевозки между портами Укра­ины осуществляются судами, плава­ющими под Государственным флагом Украины, а также судами, плавающи­ми под иностранными флагами при условии получения на это разрешения центрального органа исполнительной власти в отрасли транспорта.

Существенным недостатком прогу­лочного судоходства в РФ, да и в Украи­не, были закрытые внутренние водные пути для иностранных яхт. Вопрос об изменении такого положения дел под­нимался в указанных странах неодно­кратно. И только в 2012 году, практиче­ски одновременно, Украина и Россия принимают соответствующие норма­тивные акты в этой сфере.

Новеллы в национальном законодательстве

Интересное одностороннее реше­ние, интегрирующее водный транс­порт Украины в транспортную инфра­структуру Европы, принято Кабинетом Министров Украины. Постановлением «Некоторые вопросы захода иностран­ных невоенных судов в речные порты Украины» № 155 от 29.02.2012 разре­шено заходить в речные порты судам, плавающим под флагами государств, с которыми не заключены такие договоры. Теперь яхта под иностранным флагом может без какого-либо специального разре­шения заходить в порты Украины.

Для сравнения: ранее процеду­ра захода судов в речные порты Укра­ины под флагами государств, с которы­ми не были заключены международные договоры о судоходстве на внутренних водных путях, определялась приказом Минтранса Украины от 25 ноября 1998 г. Согласно этому приказу судовладельцы должны были не позднее 10 дней до при­бытия в порт обращаться с представле­нием в Государственную администра­цию морского и речного транспорта.

Разумеется, новое постановление позволяет открыть порты Украины для туристических судов и яхт, что не может не сказаться позитивно на туристиче­ском бизнесе. Многие профессионалы в сфере туризма и шипинга давно боро­лись за такое решение. Однако, с точки зрения строго формальной, оно демон­стрирует как гибкость правового спосо­ба регулирования отношений, так и его инертность: в немногочисленных двусто­ронних и многосторонних соглашениях, которые имеются у Украины с другими государствами, столь льготный режим отнюдь не предусмотрен.

Ещё в июле 2003 года Правительством РФ была разработана концепция развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации. Одним из положений концепции стал вопрос допуска на территорию РФ судов под  иностранным флагом: «…Внутренние водные пути России закрыты для прохода судов под флагом иностранного государства. Все перевозки грузов и пассажиров осуществляются в настоящее время только судами под российским флагом. Поэтапное открытие внутренних водных путей для судов под флагом иностранного государства является одним из направлений политики Российской Федерации по углублению международной экономической интеграции, вхождению в ВТО и присоединению к договорам и соглашениям о свободном судоходстве».

Распоряжением правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 года № 734-р российские внутренние водные пути открыты для спортивных парусных и прогулочных судов под флагами иностранных государств. В этом распоряжении приводится перечень таких водных путей и 40 портов, в частности, Архангельск, Барнаул, Волгоград, Казань, Комсомольск-на-Амуре, Красноярск, Москва (Западный, Северный речной грузовой, Северный речной пассажирский, Южный речной грузовой и Южный речной пассажирский порты), Нижневартовск, Нижний Новгород, Омск, Осетрово (Усть-Кут), Пермь, Петрозаводск, Салехард, Самара, Санкт-Петербург пассажирский и Саратов.

Теперь в Кодекс внутреннего водного плавания введена статья, которая допускает плавание судов под иностранным флагом по внутренним водным путям РФ. При этом иностранные суда должны отвечать следующим требованиям:

– быть спортивными, прогулочными судами, осуществляющими плавание в целях туризма;

– общее количество людей на судне не должно превышать 18, в том числе пассажиров не более 12;

– на таком судне должны находиться документы, подтверждающие тип и назначение судна, право его плавания под иностранным флагом.

Капитан судна должен сообщить контролирующему органу примерный маршрут следования, порты, в которые предполагается заход и примерные даты захода яхты в указанные порты. Также предъявить все необходимые документы, подтверждающие право собственности на яхту, а также её статус.

12 мая 2012 года Правительство РФ постановлением № 472 утвердило Правила плавания по внутренним водным путям Российской Федерации спортивных парусных судов и прогулочных судов под флагами иностранных государств (далее Правила)

Данными Правилами установлено, что судам разрешено движение по внутренним водным путям РФ и заход в порты, включенные в установленный Правительством РФ перечень внутренних водных путей Российской Федерации, по которым разрешено плавание судов под флагами иностранных государств, и перечень портов, открытых для захода судов под флагами иностранных государств.

Этими же Правилами установлены дополнительные правила, обязательные для иностранной яхты, входящей во внутренние водные пути РФ. Так, например, для того, чтобы яхта следовала по разрешенному прави­лом маршруту без лоцмана на участках внутренних водных путей Российской Федерации, должны быть соблюдены следующие условия:

-общее время перехода между остановками не превышает 12 часов ы течение одних суток, при этом хотя бы один член экипажа, имеющий документ, подтверждающий право управления судном соответствующей категории, должен владеть русским языком;

– общее время перехода между остановками превышает 12 часов в течение одних суток, при этом не менее чем 2 члена экипажа, имеющие документы, подтверждающие право управ­ления судном соответствующей кате­гории, должны владеть русским языком.

В случае невыполнения указан­ных условий суда обязаны следовать с лоцманом.

Отдельные категории судов могут быть освобождены от обязательной лоц­манской проводки на участках внутрен­них водных путей на основании решения Министерства транспорта Российской Федерации, принятого исходя из осо­бенностей конструкции и технических характеристик таких судов, а также усло­вий плавания.

На первый взгляд, все прекрас­но складывается, однако внутренние порты РФ совершенно не подготов­лены к принятию и обслуживанию яхт. В большинстве портов и вовсе отсут­ствуют яхтенные стоянки. Такое поло­жение дел свидетельствует о том, что для достижения цели законодатель­ных нововведений — повышения уровня привлекательности внутрен­них водных путей для иностранно­го яхтинга — необходимо в срочном порядке совершенствовать инфра­структуру внутренних водных путей в принципе.

Несмотря на некоторые протекци­онистские тенденции, в современном мире господствует открытость, так что открытие портов России и Украины для заходов пассажирских, спортив­ных, парусных судов и яхт можно толь­ко приветствовать как шаг в направ­лении открытой рыночной экономики. А в отношении развития международ­ного общения наших стран, несмотря на некоторое несовершенство прак­тики, такие правительственные реше­ния вообще нельзя переоценить.

Авторы:

Николай МЕЛЬНИКОВ

melnykov@interlegal.com.ua

Партнер.

Международная юридическая служба (Interlegal)

Киев-Одесса, Украина www.interlegal.com.ua

Дарья СВЕРДЛИК.

dsverdlik@esplaw.ru

Юрист.

Эберг, Степанов и партнёры юридическая фирма

Ростов-на-Дону, Россия www.esplaw.ru

Источник: Фарватер. – 2012. – № 6. – С. 89 – 91.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *