Договор перевозки груза считается заключенным с момента составления товарно-транспортной накладной

28 Ноя

Статья содержит детальный анализ договора перевозки груза автомобильным транспортом. В частности, исследуются виды договора, анализируются существенные его условия, причем особое внимание уделяется моменту заключения договора. Особенный интерес публикация вызывает в связи с изучением судебной практики. Статья сопровождается базовой дефиницией: определением договора перевозки.

Жизнь — это движение. А движение транспортного средства, перевозящего груз с одной точки нашей страны в другую, начинается с договора. Или должно с него начинаться…

Виды договора перевозки

Действующее законодательство Ук­раины выделяет так называемые разовые и долгосрочные договоры перевозки.

Согласно пункту 3.9 Правил, перевозчики могут перевозить грузы по разовому договору, примерная форма которого указана в приложении к Правилам. Напомним, частью 4 статьи 179 ХК Ук­раины установлено, что при заключении хозяйственных договоров стороны могут определять содержание на основе примерного договора, рекомендованного органом управления субъектам хозяйствования для использования при заключении ими договоров, когда стороны имеют право по взаимному согласию изменять отдельные условия, предусмотренные примерным договором, или дополнять его содержание. Применение примерной формы договора является, таким образом, правом, а не обязанностью сторон.

При осуществлении систематических перевозок грузов автомобильным транспортом заключается долгосрочный д­ого­вор, который ХК Украины определяет как годовой (часть 4 статьи 307). Значит ли это, что вышеуказанный договор должен заключаться на один год? Законода­тельство не содержит каких-либо императивных норм по этому поводу. Кроме того, в Едином государственном реестре судебных решений не удалось обнаружить решений суда о признании договора перевозки недействительным либо незаключенным вследствие подписания сторонами такого договора на иной срок.

До 23 марта 1998 года, согласно требованиям Правил, стороны обязаны были использовать форму Типового договора на перевозку грузов автомобильным транспортом, условия которого можно было лишь конкретизировать. С отменой обязательности типовой формы субъекты хозяйствования получили право самостоятельно определять его условия, в том числе и касательно сроков. Поэтому название долгосрочного договора «годовым» не влечет обязанности заключать его на такой срок.

Форма и существенные условия договора перевозки

Статьей 50 Закона Украины «Об автомобильном транспорте» (Закон) определено, что договор о перевозке груза автомобильным транспортом заключается в соответствии с гражданским законодательством между заказчиком и исполнителем в письменной форме (договор, накладная, квитанция и т.п.).

В соответствии со статьей 638 ГК Ук­раины договор является заключенным, если стороны в надлежащей форме достигли согласия по всем существенным условиям договора.

Существенными условиями договора перевозки, согласно указанной статье 50 Закона, являются: наименование и мес­тонахождение сторон; наименование и количество груза, его упаковка; условия и срок перевозки; место и время погрузки и разгрузки; стоимость перевозки; другие условия, согласованные сторонами. Напомним, в соответствии со статьей 181 ХК Украины, если стороны не достигли согласия по всем существенным условиям хозяйственного договора, такой договор считается незаключенным (несостоявшимся).

В случае заключения разового договора перевозки, когда стороны заранее знают, что, куда и за сколько надо перевозить, сложностей не возникает. Но при намерении осуществлять систематические перевозки зафиксировать в момент подписания договора все вышеперечисленные существенные условия очень сложно исходя из их практической плоскости. Во избежание негативных последствий в виде признания договора незаключенным при ­каждой перевозке необходимо фиксировать указанные условия в отдельных приложениях либо в заявках к договору.

Момент заключения договора перевозки

Согласно части 2 статьи 307 ХК Ук­раины, заключение договора перевозки груза подтверждается составлением перевозочного документа (транспортной накладной, коносамента и т.п.) согласно требованиям законодательства.

Возникает закономерный вопрос: с какого момента договор считается заключенным — с момента его подписания сторонами или с момента составления транспортной накладной, подтверждающей принятие груза?

ГК Украины устанавливает общее правило, согласно которому договор считается заключенным с момента достижения сторонами согласия (консенсуальный). Если же в соответствии с актом гражданского законодательства для заключения договора необходимы также передача имущества или совершение другого действия, договор считается заключенным с момента передачи соответствующего имущества или совершения определенного действия (реальный). Исходя из этого, можно сделать вывод, что договор перевозки относится к реальным договорам. Наличие подписанного договора на перевозку грузов еще не означает, что он является заключенным и влечет возникновение прав и обязанностей у сторон. Для этого необходимо составление товарно-транспортной накладной (ТТН), свидетельствующей о фактической передаче груза перевозчику.

С другой стороны, само по себе подписание договора перевозки все же иногда порождает возникновение прав и обязанностей у сторон. Договор перевозки считается консенсуальным в том случае, если перевозчик, например, обязуется предоставить транспортные средства раньше, чем произойдет передача груза.

Таким образом, по общему правилу договор перевозки груза считается заключенным с момента составления ТТН. Однако в случае если на одну из сторон возложены определенные обязанности до передачи груза, он считается заключенным с момента его подписания сторонами.

Другой аспект рассматриваемой тематики состоит в ответе на вопрос: можно ли осуществлять перевозку грузов на основании одних только транспортных накладных, без подписания договора? Ведь статья 50 Закона Украины «Об автомобильном транспорте» ТТН фактически приравнивает к договору перевозки. Как тогда быть с требованиями о существенных условиях договора перевозки, которые должны быть зафиксированы для того, чтобы договор считался заключенным?

Согласно Правилам, ТТН — единый для всех участников транспортного процесса юридический документ, предназначенный для списания товарно-материальных ценностей, учета на пути их перемещения, оприходования, складского, оперативного и бухгалтерского учета, а также для расчетов за перевозку груза и учета выполненной работы. В форме ТТН, утвержденной совместным прика­зом Минтранса и Минстата Украи­ны № 488/346 от 29 декабря 1995 года (которая в основном используется при перевозках), отражены не все существенные условия, установленные законодательством в частности отсутствуют условия относительно предмета, местонахождения сторон, условий и сроков перевозки, сроков действия договора.

Судебная практика также не восполняет этот пробел. Суды в одних случаях ТТН приравнивают к письменному договору перевозки (постановление ВХСУ № 10/46-10 от 22 августа 2011 года, решение Хозяйственного суда г. Киева № 53/339 от 13 декабря 2010 года), а в других случаях, при наличии подписанных ТТН, констатируют отсутствие заключенного договора перевозки либо признают его незаключенным из-за отсутствия необходимых существенных условий (постановление ВХСУ № 03/2502 от 13 февраля 2008 года, решение Хозяйственного суда Черкасской области № 03/2502 от 11 июня 2007 года, решение Хозяйственного суда г. Киева № 24/240 от 19 сентября 2011 года).

Из этого напрашивается вывод, что саму по себе ТТН нельзя считать договором перевозки в классическом смысле этого термина. Являясь первичным документом, она лишь подтверждает факт принятия груза к перевозке. Кроме того, ТТН не содержит всех предусмотренных существенных условий договора перевозки, а необходимость выполнения требований касательно таких условий никто не отменял.

Таким образом, правильно составленный договор перевозки грузов является одной из существенных гарантий защиты прав его сторон. При заключении указанного договора необходимо соблюдать установленную действующим законодательством форму договора, а также обязательно фиксировать все существенные условия, необходимые для таких видов договоров.

Автор: И. ТКАЧ — главный юрисконсульт ООО «Баядера Логистик», г. Киев

Источник: http://yurpractika.com/article.php?id=100105694