Какие особенности заключения, исполнения, прекращения договоров морской перевозки грузов?

29 Ноя

Все договоры морской грузоперевозки, заключаемые на практике, можно условно поделить на две группы:

– долгосрочный (генеральный) договор, предусматривающий систематическое предоставление услуг по перевозке грузов;

– договор на разовую перевозку конкретной партии груза.

При заключении долгосрочного письменного договора на перевозку (регулируется статьей 914 Гражданского кодекса Украины) в таком договоре стороны согласовывают объемы, сроки и прочие необходимые детали и условия осуществления перевозок, в том числе, процедуру приемки, транспортировки и выдачи каждой конкретной партии груза. На практике перевозка каждой отдельной партии груза в рамках долгосрочного договора дополнительно оформляется соответствующими коносаментами, которые выполняют функции товарораспорядительных документов, с помощью которых подтверждается, с одной стороны, факт приемки груза к перевозке, а, с другой стороны, факт выдачи груза надлежащему грузополучателю (путем проставления отметки последнего на коносаменте).

Условия и процедура расторжения долгосрочного договора морской грузоперевозки также предусматриваются в тексте такого договора.

Однако большинство договоров морской перевозки носят разовый характер и заключаются в одной из следующих форм (регулируется статьей 134 Кодекса торгового мореплавания Украины):

– в форме заключения письменного рейсового чартера – в тех случаях, когда стороны договорились о предоставлении для перевозки всего судна, его определенной части или отдельных помещений;

– в форме выписки перевозчиком или его агентом коносамента, подтверждающего факт приемки груза к перевозке (без заключения отдельного письменного договора).

В отношении договора рейсового чартера следует отметить, что сегодня практически все подобные договоры заключаются с использованием типовых проформ, которые были выработаны за долголетнюю международную практику торгового мореплавания. Как правило, используются проформы, разработанные авторитетными международными организациями в области судоходства (такими как Балтийский и Международный Морской Совет (БИМКО), Международная морская организация).

Чаще всего проформы чартеров состоят из двух частей:

– так называемой “боксовой” части, содержащей информацию относительно индивидуальных деталей конкретной перевозки (наименование сторон, судна, груза, порта отправления и назначения, ставка фрахта и т.д.), а также перечень пунктов, содержащих общие условия перевозки, которые детализируются во второй части чартера;

– второй части, которая содержит унифицированные общие условия перевозки (в том числе, условия относительно выполнения перевозки, расторжения договора, процедуры урегулирования претензий и споров и т.д.). Стороны могут акцептовать указанные унифицированные условия полностью (путем подписания готовой проформы чартера) или частично (путем исключения тех или иных условий из чартера), а могут взамен или в дополнение к ним предусмотреть альтернативные условия путем оформления приложений к чартеру.

Однако подписание чартера как отдельного письменного договора на разовую морскую перевозку не исключает оформление коносамента как товарораспорядительного документа, выполняющего те же функции, что и в случае с долгосрочным договором морской грузоперевозки (см. выше).

Иными словами, в подавляющем большинстве случаев коносамент является неотъемлемым документом, сопровождающим морскую перевозку грузов. Только в некоторых случаях факт оформления такого коносамента сам по себе означает заключение договора перевозки, а в некоторых случаях такой договор оформляется в виде отдельного документа, подписываемого сторонами (долгосрочного договора перевозки или рейсового чартера), а сам коносамент выполняет  функции товарораспорядительного документа.

В большинстве случаев коносаменты оформляются в соответствии с типовыми проформами, утвержденными каждым отдельным перевозчиком. На практике такие проформы также состоят их двух частей (сторон):

– лицевой стороны, в которой указываются индивидуальные детали конкретной перевозки;

– оборотной стороны, которая содержит типовые общие условия перевозки, применяемые соответствующим перевозчиком в отношениях со всеми клиентами.

Автор: Александр Кифак – Председатель Правления Юридической фирмы “АНК”

Источник: http://cfts.org.ua/question?id=14

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *