Права участников морской перевозки при нарушении условий договора транспортного экспедирования грузов

7 Ноя
В первую очередь, рассмотрим вопрос о том, какие права законодательством Украины предусмотрены для экспедитора, а именно, имеет ли экспедитор право удержать груз, а впоследствии реализовать удержанный груз в случае непогашения клиентом задолженности перед экспедитором по обязательствам, которые определены в договоре транспортного экспедирования грузов?

В публикации раскрывается ответ на этот и некоторые другие вопросы, связанные с правовым регулированием транспортно-экспедиторской деятельности.

Отношения в сфере транспортно-экспедиторской деятельности регулируются Гражданским кодексом Украины, Хозяйственным кодексом Украины, законами Украины “О транспортно-экспедиторской деятельности”, “О транспорте”, “О внешнеэкономической деятельности”, “О транзите грузов”, другими законами, транспортными кодексами и уставами, а также другими нормативно-правовыми актами, которые издаются в соответствии с ними.

Главой 65 ГКУ определены основные условия, которым должен соответствовать договор транспортного экспедирования, в частности, предусмотрено, что по договору транспортного экспедирования одна сторона (экспедитор) обязывается за плату и за счет другой стороны (клиента) выполнить или организовать выполнение определенных договором услуг, связанных с перевозкой груза. Условия договора транспортного экспедирования определяются по договоренности сторон, если другое не установлено законом, другими нормативно-правовыми актами. Договор транспортного экспедирования заключается в письменной форме.

Кроме того, ГКУ предусмотрено, что договор является заключенным только в случае, если стороны в надлежащей форме достигли согласия по всем существенным условиям договора. Существенными условиями договора являются условия о предмете договора, условия, которые определены законом как существенные или являются необходимыми для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению хотя бы одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (ч. 1 ст. 638).

Основные правовые и организационные принципы транспортно-экспедиторской деятельности, а также существенные условия договора транспортного экспедирования определены в ЗУ “О транспортно-экспедиторской деятельности”.

Так, условиями договора транспортного экспедирования, в соответствии с этим Законом, являются: сведения о сторонах договора, виде услуги экспедитора, виде и наименовании груза, права, обязанности сторон, ответственность сторон, в том числе в случае причинения вреда в результате действия непреодолимой силы, размер платы экспедитору, порядок расчетов, пункты отправления и назначения груза, порядок согласования изменений маршрута, вида транспорта, указаний клиента, срок (дата) выполнения договора, а также порядок решения споров.

В случае невыполнения клиентом обязательств, предусмотренных договором транспортного экспедирования, в части уплаты соответствующей платы экспедитору, а также возмещения документально подтвержденных расходов, осуществленных экспедитором в интересах клиента в целях выполнения договора транспортного экспедирования, статьей 10 данного Закона установлено право экспедитора удержать груз, который находится в его владении, до момента выполнения клиентом вышеуказанных обязательств, если другое не установлено договором транспортного экспедирования. За невыполнение или неподобающее выполнение обязательств, которые предусмотрены договором транспортного экспедирования и данным Законом, экспедитор и клиент несут ответственность согласно Гражданскому кодексу Украины, другим законам и договору транспортного экспедирования (ст. 14).

ГКУ определены виды обеспечения выполнения обязательства, а именно: неустойка, поручительство, гарантия, залог, удержание и задаток.

Статьями 594—597 ГКУ предусмотрено, что кредитор (залогодержатель), правомерно владеющий вещью, подлежащей передаче должнику или лицу, указанному должником, в случае невыполнения им в срок обязательства относительно оплаты этой вещи или возмещения кредитору связанных с ней затрат и других убытков имеет право придержать ее у себя до выполнения должником обязательства. Удержанием вещи могут обеспечиваться другие требования кредитора, если другое не установлено договором или законом. Кредитор имеет право удержать вещь у себя также в случае, если права на нее, возникшие после передачи вещи во владение кредитора, приобрело третье лицо. К кредитору, который удерживает у себя вещь должника, не переходит право собственности на нее. Требования кредитора, который удерживает вещь у себя, удовлетворяются из ее стоимости в соответствии со статьей 591 ГКУ.

В свою очередь, статьей 591 ГКУ установлено, что реализация предмета залога, на который обращено взыскание, осуществляется путем его продажи с публичных торгов, если другое не установлено договором или законом. Порядок реализации предмета залога на публичных торгах устанавливается законом.

В соответствии с Законом Украины “О залоге” реализация заложенного имущества, на которое обращено взыскание, производится государственным исполнителем на основании исполнительного листа суда или приказа хозяйственного суда, или исполнительной надписи нотариусов в установленном порядке, если другое не предусмотрено этим Законом или договором (ч. 7 ст. 20).

Реализация имущества в исполнительном производстве осуществляется согласно требованиям Закона Украины “Об исполнительном производстве”. Порядок проведения аукционов (публичных торгов) по реализации заложенного имущества, на которое согласно законодательству обращено взыскание, определен постановлением КМУ от 22.12.1997 г. № 1448.

Принимая во внимание то, что законодательством Украины экспедитору не предоставлено право залога на груз, обращение взыскания на движимое имущество, которое является объектом удержания, осуществляется в соответствии с Законом Украины “Об обеспечении требований кредиторов и регистрации обременений” (п. 3 ч. 1 ст. 21). В соответствии со статьей 24 этого Закона обращение взыскания на предмет обеспечительного обременения осуществляется на основании решения суда в порядке, установленном законом, или во внесудебном порядке. Статьей 26 указанного Закона определены внесудебные способы обращения взыскания на предмет обеспечительного обременения.

Учитывая вышеизложенное, экспедитору (во время подготовки договора) следует детально прописывать статьи договора, касающиеся ответственности сторон и порядка решения споров.

Что касается прав морского перевозчика на удержание груза и залога на груз, то они предусмотрены параграфами 6 и 7 главы 49 ГКУ, а также статьями 163, 164 Кодекса торгового мореплавания Украины.

В частности, КТМУ предусмотрено, что во время приема груза получатель обязан возместить расходы, осуществленные перевозчиком за счет груза, внести плату за простой судна в порту выгрузки, а также оплатить фрахт и плату за простой в порту погрузки, если это предусмотрено в коносаменте или другом документе, на основании которого перевозился груз. Перевозчик может не выдавать груз до уплаты сумм, указанных выше, а также перевозчик имеет право в порядке, предусмотренном законодательством, продать груз, который является предметом залога, предварительно уведомив об этом отправителя или фрахтователя, а также получателя.

Механизм реализации права залога портом, как правило, предусмотрен нормативной документацией порта. Например, статьей 7 Приложения № 1 Свода обычаев Мариупольского морского торгового порта предусмотрено право залога, согласно которому в случае, если грузовладелец или его экспедитор не производят оплату выставленных портом счетов с прилагаемыми обосновывающими документами и не удовлетворяют претензионные требования порта, последний в соответствии с параграфом 7 главы 49 ГКУ производит удержание груза. Расходы по хранению удерживаемого портом груза относятся за счет грузовладельца. Право залога обеспечивает требования порта в полном объеме, включая возмещение всех убытков порта из-за просрочки исполнения грузовладельцем договора, в т.ч. расходов за сохранение заложенного груза, комиссионных и таможенных сборов и др. Также порт имеет право самостоятельно реализовать в установленном порядке груз, который находится под залогом, известив об этом грузовладельца (его представителя или экспедитора).

Автор: Марьяна Гулбани, юрисконсульт АМЭУ

Источник: Транспорт. – 2012. – № 44-45. – С. 67 – 68.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *