В продолжении статьи отмечается роль ИМО в поддержке концепции устойчивого развития человечества. Авторы замечают, что успешность решения задач на пути перехода к устойчивому развитию зависит от реформирования системы образования с целью подготовки специалистов в этой сфере и народного просвещения.
Огромная роль ИМО в поддержке концепции устойчивого развития человечества за счет повышения безопасности мореплавания и защиты Мирового океана от негативных воздействий судоходства неоспорима.
Все основные документы ИМО по безопасности мореплавания (Конвенции СОЛАС, О грузовой марке, ПДНВ, Кодекс МКУБ и др.) направлены на предотвращение аварийных происшествий с судами и, следовательно, на минимизацию попаданий в море вредных веществ при возникновении аварийных ситуаций. Природоохранные конвенции (МАРПОЛ и др.) снижают риск эксплуатационных загрязнений природной среды. Усилия ИМО и др. организаций не напрасны: за последние годы количество нефтяных пятен в море и других загрязняющих веществ значительно уменьшилось, снизилось негативное воздействие судов на атмосферу.
Многие развивающиеся страны не могут целиком и полностью ввести в действие документы ИМО. По этой причине Организация разработала Объединенную программу технического сотрудничества (ОПТС), целью которой является оказание помощи странам в наращивании их человеческого и организационного потенциала для эффективного выполнения нормативных требований ИМО. Оказывая поддержку в создании и укреплении потенциала в морском секторе, ОПТС способствует тому, чтобы в этих странах обеспечивалось безопасное, защищенное и эффективное судоходство, а также защита их водных пространств и побережья от экологического вреда, причиняемого судами и другой деятельностью, связанной с морем. Таким образом, Программа технического сотрудничества ИМО способствует устойчивому социально-экономическому развитию.
И сейчас работа в этом направлении остается одним из приоритетов ИМО о чем свидетельствует, в частности, заявление Генсека Организации Э. Митро-поулоса в журнале «ІМО News» (№ 4, 2006). Высказывая свое мнение о том, как судоходство должно реагировать на современные запросы общества, он отмечает, что «The earth and its resources to not belong to us and are not ours to squander without thought for the future. Not before time, global society is coming to accept this and, as it does, shipping has to ensure that its activities are sustainable. Sustainability in this context is normally understood to mean that any negative impact an activity may have on the environment must be reduced to the point where it is clearly outweighed by the positive benefits that the activity brings». Символично также, что темой Всемирного дня моря в 2007 году, который праздновали в Бразилии, была «IMO’s response to current environmental challenges».
Несомненно, что многогранная плодотворная работа ИМО по продвижению идей и принципов устойчивого развития в одной из крупнейших и важнейших отраслей мировой экономики должна получать постоянную поддержку со стороны морских администраций, предприятий, учреждений и организаций стран, осуществляющих транспортные операции на море. Очевидно также, что успешность решения различного рода задач на пути перехода к устойчивому развитию в рамках отдельных отраслей, государств, регионов и в мировом масштабе зависит, в первую очередь, от людей — их информированности, подготовленности, мотивации, отношения. То есть, в конечном счете от уровня просвещения всех слоев населения в вопросах устойчивого развития цивилизации, альтернативы которому просто не существует.
В национальных концепциях перехода к устойчивому развитию многих стран видное место отводится реформированию образовательных систем с целью просвещения населения и подготовки специалистов в данной области. Основой для соответствующих преобразований в учебных заведениях разного уровня служат принципиальные положения международных документов, принятых ООН и на межправительственных форумах. Можно считать, что впервые необходимость образования в интересах устойчивого развития (ОУР) обоснована в «Повестке дня на XXI век» — заключительном документе, принятом главами государств на конференции ООН в Рио-де-Жанейро, который стал программой перехода человечества к устойчивому развитию. В главе 3.6 «Повестки», озаглавленной «Содействие просвещению, информированию населения и подготовке кадров», на это указывается как на важную составляющую УР.
Основными компонентами ОУР, по определению ЮНЕСКО, являются: образование (обучение), подготовка и переподготовка кадров, выработка навыков, определение систем ценностей, информирование и просвещение населения в отношении понимания устойчивости, улучшения качества жизни и снижения рисков. В числе основных направлений развития образования для УР важное место занимает переориентация существующего образования на всех уровнях для решения вопросов устойчивого развития. Предполагается переориентация учебных программ в направлении социальных, экологических, экономических знаний, перспектив и формирования навыков и ценностей, требующихся для устойчивого развития. Переоценка и пересмотр образования — от школьного до университетского — предполагает, что оно будет охватывать как можно больше принципов, знаний, убеждений и ценностей, связанных с обеспечением устойчивости в трех сферах: окружающая среда, общество и экономика. В документах ЮНЕСКО указывается, что образование для УР является междисциплинарным. Ни одна учебная дисциплина не может охватить все аспекты такого образования, однако все они могут внести в него свой вклад. Универсальной модели ОУР не существует, поэтому каждой стране необходимо самой определить свои приоритетные задачи и действия в этой области.
В этой связи представляется целесообразным отметить, что в ОНМА, которая готовит специалистов для работы на судах национального флота и зарубежных компаний, вопросы защиты окружающей природной среды от загрязнений, практического применения требований действующих в данной сфере международных документов и стандартов, добросовестного и ответственного отношения будущих судовых командиров к этим обязанностям занимают приоритетное место в программах специальных дисциплин. При этом они, как правило, увязываются с вопросами обеспечения безопасности судоходства, что делает подготовку специалистов на этой основе отвечающей духу и принципам концепции устойчивого развития мирового сообщества.
Действительно, устойчивое развитие и общая безопасность человечества взаимосвязаны: на это указал Генеральный секретарь ООН К. Аннан еще в 1999 году в своем отчете о работе ООН. Он отметил, что «справедливое и устойчивое развитие является одним из необходимых условий обеспечения безопасности, однако обеспечение минимальных стандартов безопасности, в свою очередь, является одной из предпосылок развития. Стремление решить одну задачу в отрыве от другой не имеет большого смысла». Позже этот вопрос неоднократно рассматривали на различных конференциях, в материалах научных учреждений, публикациях. Обобщенным итогом их результатов можно считать, что устойчивое развитие, т. е. сохранение человеческой культуры и биосферы, невозможно без обеспечения их совместной безопасности. Очевидно, что устойчивое развитие мирового морского транспорта, в интересах всего человечества, должно осуществляться с минимальным негативным воздействием на природную среду, что может быть достигнуто только при высоком уровне безопасности эксплуатации судов.
Исходя из этих предпосылок и с целью сосредоточения в одном месте и систематизации знаний по безопасности и защите среды при операциях на море, эффективного выполнения требований Конвенции и Кодекса ПДНВ в отношении профессиональных знаний морских специалистов, развития научных разработок, решением ученого совета ОНМА была создана кафедра «Безопасность и охрана на море» (БиОМ). В настоящее время на кафедре БиОМ разработан комплекс учебных дисциплин, которые в совокупности, на наш взгляд, охватывают все основные аспекты обеспечения безопасности судоходства и предотвращения загрязнения морской и воздушной среды при эксплуатации судов.
Эти дисциплины, включающие лекционные, практические и семинарские занятия и обеспеченные необходимыми учебно-методическими материалами, преподаются на старших курсах командных факультетов академии, чтобы выпускники приходили на флот не только подготовленными к работе согласно действующим международным соглашениям, но и обогащенными знаниями в отношении целей и принципов устойчивого развития человечества, места и роли морского транспорта в их практической реализации, необходимости и возможности сохранения окружающей природной среды в процессе транспортных операций на море. В дополнение к лекционным материалам и для самостоятельного изучения курсантами отдельных вопросов на кафедре подготовлены и изданы ряд книг по безопасности и защите природной среды, в частности, «Уроки морских аварий», «Управление судовыми экипажами», «Применение международных конвенций на борту судна», «Система управления безопасностью (СУБ) судна», «Морские конвенции кодексы и рекомендации ИМО и МОТ», «Риски в судоходстве», «МАРПОЛ» (практическое пособие), «Управление балластными водами на борту судна», «МКУБ в вопросах и ответах» и целый ряд других. Разумеется, все это не означает, что созданная на кафедре БиОМ структурно-функциональная схема цикла безопасности судоходства в полной мере отвечает современным целям и задачам подготовки будущих судовых командиров, в том числе в интересах устойчивого развития. Еще многое предстоит сделать и коллектив кафедры над этим работает, следуя принципу ЮНЕСКО: «Учим и учимся во имя устойчивого будущего».
Авторы: гл. редактор «МО» Владимир Торский, зам. гл. редактора «МО» Валерий Топалов
Источник: Морское обозрение. – 2012. – № 3. – С. 1 – 2.