СУДОХОДСТВО И КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

28 Сен

В продолжении статьи отмечается роль ИМО в поддержке концепции устойчивого развития человечества. Авторы замечают, что успешность решения задач на пути перехода к устойчивому развитию зависит от реформирования системы образования с целью подготовки специалистов в этой сфере и народного просвещения.

Огромная роль ИМО в поддержке концепции устойчивого развития чело­вечества за счет повышения безопасности мореплавания и защиты Мирового океа­на от негативных воздействий судоход­ства неоспорима.

Все основные документы ИМО по безопасности мореплавания (Конвен­ции СОЛАС, О грузовой марке, ПДНВ, Кодекс МКУБ и др.) направлены на пре­дотвращение аварийных происшествий с судами и, следовательно, на минимиза­цию попаданий в море вредных веществ при возникновении аварийных ситуаций. Природоохранные конвенции (МАРПОЛ и др.) снижают риск эксплуатационных загрязнений природной среды. Усилия ИМО и др. организаций не напрасны: за последние годы количество нефтяных пятен в море и других загрязняющих ве­ществ значительно уменьшилось, сни­зилось негативное воздействие судов на атмосферу.

Многие развивающиеся страны не могут целиком и полностью ввести в действие документы ИМО. По этой причине Организация разработала Объединенную программу технического сотрудничества (ОПТС), целью которой является оказание помощи странам в наращивании их человеческого и ор­ганизационного потенциала для эф­фективного выполнения нормативных требований ИМО. Оказывая поддержку в создании и укреплении потенциала в морском секторе, ОПТС способствует тому, чтобы в этих странах обеспечи­валось безопасное, защищенное и эффективное судоходство, а также защита их водных пространств и побережья от экологического вреда, причиняемого судами и другой деятельностью, связан­ной с морем. Таким образом, Програм­ма технического сотрудничества ИМО способствует устойчивому социально-экономическому развитию.

И сейчас работа в этом направлении остается одним из приоритетов ИМО о чем свидетельствует, в частности, заяв­ление Генсека Организации Э. Митро-поулоса в журнале «ІМО News» (№ 4, 2006). Высказывая свое мнение о том, как судоходство должно реагировать на современные запросы общества, он от­мечает, что «The earth and its resources to not belong to us and are not ours to squander without thought for the future. Not before time, global society is coming to accept this and, as it does, shipping has to ensure that its activities are sustainable. Sustainability in this context is normally understood to mean that any negative impact an activity may have on the environment must be reduced to the point where it is clearly outweighed by the positive benefits that the activity brings». Символично также, что темой Всемир­ного дня моря в 2007 году, который празд­новали в Бразилии, была «IMO’s response to current environmental challenges».

Несомненно, что многогранная пло­дотворная работа ИМО по продвижению идей и принципов устойчивого развития в одной из крупнейших и важнейших от­раслей мировой экономики должна полу­чать постоянную поддержку со стороны морских администраций, предприятий, учреждений и организаций стран, осу­ществляющих транспортные операции на море. Очевидно также, что успеш­ность решения различного рода задач на пути перехода к устойчивому развитию в рамках отдельных отраслей, государств, регионов и в мировом масштабе зависит, в первую очередь, от людей — их инфор­мированности, подготовленности, моти­вации, отношения. То есть, в конечном счете от уровня просвещения всех слоев населения в вопросах устойчивого раз­вития цивилизации, альтернативы кото­рому просто не существует.

В национальных концепциях перехо­да к устойчивому развитию многих стран видное место отводится реформированию образовательных систем с целью просве­щения населения и подготовки специа­листов в данной области. Основой для соответствующих преобразований в учеб­ных заведениях разного уровня служат принципиальные положения междуна­родных документов, принятых ООН и на межправительственных форумах. Можно считать, что впервые необходимость об­разования в интересах устойчивого разви­тия (ОУР) обоснована в «Повестке дня на XXI век» — заключительном документе, принятом главами государств на конфе­ренции ООН в Рио-де-Жанейро, который стал программой перехода человечества к устойчивому развитию. В главе 3.6 «По­вестки», озаглавленной «Содействие про­свещению, информированию населения и подготовке кадров», на это указывается как на важную составляющую УР.

Основными компонентами ОУР, по определению ЮНЕСКО, являются: об­разование (обучение), подготовка и пере­подготовка кадров, выработка навыков, определение систем ценностей, инфор­мирование и просвещение населения в отношении понимания устойчивости, улучшения качества жизни и снижения рисков. В числе основных направлений развития образования для УР важное место занимает переориентация суще­ствующего образования на всех уровнях для решения вопросов устойчивого раз­вития. Предполагается переориентация учебных программ в направлении соци­альных, экологических, экономических знаний, перспектив и формирования навыков и ценностей, требующихся для устойчивого развития. Переоценка и пересмотр образования — от школьного до университетского — предполагает, что оно будет охватывать как можно больше принципов, знаний, убеждений и ценно­стей, связанных с обеспечением устойчи­вости в трех сферах: окружающая среда, общество и экономика. В документах ЮНЕСКО указывается, что образование для УР является междисциплинарным. Ни одна учебная дисциплина не может охватить все аспекты такого образования, однако все они могут внести в него свой вклад. Универсальной модели ОУР не су­ществует, поэтому каждой стране необхо­димо самой определить свои приоритет­ные задачи и действия в этой области.

В этой связи представляется целесоо­бразным отметить, что в ОНМА, которая готовит специалистов для работы на су­дах национального флота и зарубежных компаний, вопросы защиты окружаю­щей природной среды от загрязнений, практического применения требований действующих в данной сфере междуна­родных документов и стандартов, добро­совестного и ответственного отношения будущих судовых командиров к этим обя­занностям занимают приоритетное место в программах специальных дисциплин. При этом они, как правило, увязываются с вопросами обеспечения безопасности судоходства, что делает подготовку спе­циалистов на этой основе отвечающей духу и принципам концепции устойчи­вого развития мирового сообщества.

Действительно, устойчивое развитие и общая безопасность человечества вза­имосвязаны: на это указал Генеральный секретарь ООН К. Аннан еще в 1999 году в своем отчете о работе ООН. Он отметил, что «справедливое и устойчивое развитие является одним из необходимых условий обеспечения безопасности, однако обе­спечение минимальных стандартов безо­пасности, в свою очередь, является одной из предпосылок развития. Стремление решить одну задачу в отрыве от другой не имеет большого смысла». Позже этот вопрос неоднократно рассматривали на различных конференциях, в материа­лах научных учреждений, публикаци­ях. Обобщенным итогом их результатов можно считать, что устойчивое развитие, т. е. сохранение человеческой культуры и биосферы, невозможно без обеспечения их совместной безопасности. Очевид­но, что устойчивое развитие мирового морского транспорта, в интересах всего человечества, должно осуществляться с минимальным негативным воздействи­ем на природную среду, что может быть достигнуто только при высоком уровне безопасности эксплуатации судов.

Исходя из этих предпосылок и с це­лью сосредоточения в одном месте и си­стематизации знаний по безопасности и защите среды при операциях на море, эффективного выполнения требований Конвенции и Кодекса ПДНВ в отноше­нии профессиональных знаний морских специалистов, развития научных разра­боток, решением ученого совета ОНМА была создана кафедра «Безопасность и охрана на море» (БиОМ). В настоящее время на кафедре БиОМ разработан ком­плекс учебных дисциплин, которые в со­вокупности, на наш взгляд, охватывают все основные аспекты обеспечения безо­пасности судоходства и предотвращения загрязнения морской и воздушной среды при эксплуатации судов.

Эти дисциплины, включающие лек­ционные, практические и семинарские занятия и обеспеченные необходимы­ми учебно-методическими материалами, преподаются на старших курсах команд­ных факультетов академии, чтобы вы­пускники приходили на флот не только подготовленными к работе согласно действующим международным соглаше­ниям, но и обогащенными знаниями в отношении целей и принципов устойчи­вого развития человечества, места и роли морского транспорта в их практической реализации, необходимости и возможно­сти сохранения окружающей природной среды в процессе транспортных опера­ций на море. В дополнение к лекцион­ным материалам и для самостоятельного изучения курсантами отдельных вопро­сов на кафедре подготовлены и изда­ны ряд книг по безопасности и защите природной среды, в частности, «Уроки морских аварий», «Управление судовы­ми экипажами», «Применение междуна­родных конвенций на борту судна», «Си­стема управления безопасностью (СУБ) судна», «Морские конвенции кодексы и рекомендации ИМО и МОТ», «Риски в судоходстве», «МАРПОЛ» (практическое пособие), «Управление балластными водами на борту судна», «МКУБ в во­просах и ответах» и целый ряд других. Разумеется, все это не означает, что соз­данная на кафедре БиОМ структурно-функциональная схема цикла безопасно­сти судоходства в полной мере отвечает современным целям и задачам подготов­ки будущих судовых командиров, в том числе в интересах устойчивого развития. Еще многое предстоит сделать и коллек­тив кафедры над этим работает, следуя принципу ЮНЕСКО: «Учим и учимся во имя устойчивого будущего».

Авторы: гл. редактор «МО» Владимир Торский, зам. гл. редактора «МО» Валерий Топалов

Источник: Морское обозрение. – 2012. – № 3. – С. 1 – 2.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *