Сколько причалов в одни руки?

27 Авг

В статье авторы детально рассматривают вопросы, связанные с конкуренцией среди субъектов хозяйствования в морском порту, а также с эффективностью работы операторов имущественных комплексов и портов. Авторы приводят рекомендации по созданию единых имущественных комплексов в морских портах, которые могут обеспечить внутрипортовую конкуренцию и позволить достичь максимальной эффективности в работе портов в целом. Статья приводится с некоторыми сокращениями, вызванными трудностями технического характера.

Закон «О морских портах Украи­ны» принят. Теперь дело за тем и теми, кто и как будет его ис­полнять. Кто конкретно, в законе прописа­но — центральные органы исполнитель­ной власти, осуществляющие государ­ственное регулирование, управление, государственный надзор и контроль за безопасностью мореплавания, надзор и контроль в сфере деятельности морских портов, национальная комиссия, осу­ществляющая государственное регули­рование в сфере транспорта, владель­цы морских терминалов, стивидорные компании, другие субъекты хозяйство­вания, осуществляющие свою деятель­ность в морском порту. Также создает­ся государственное предприятие для централизованного управления всеми морскими портами — Администрация морских портов Украины. Касательно способов исполнения за­кон однозначных решений не даёт, но Кабинету Министров предписано опре­делить в каждом морском порту еди­ные имущественные комплексы, кото­рые могут быть выделены в отдельные предприятия и осуществлять полно­ценную хозяйственную деятельность.Такие имущественные комплексы в настоящее время в готовом виде отсут­ствуют. Более того, в структурах портов они имеют различные аналоги. Напри­мер, в Одесском порту значатся произ­водственные перегрузочные комплексы и нефтерайон, в Ильичевском порту — терминалы, в Южном — районы. Согласно же закону основным видом единых имущественных комплексов должен стать морской терминал, кото­рый включает технологически связан­ные технические средства, в том чис­ле причалы, подъёмно-транспортное и прочее оборудование, обеспечива­ющие погрузку-выгрузку и хранение грузов, безопасную стоянку и обслу­живание судов. При создании единых имуществен­ных комплексов должна быть обеспе­чена конкуренция между субъектами хозяйствования, которые производят в портах одинаковую продукцию (товары, работы, услуги), а также должны быть созданы равные условия для проведе­ния хозяйственной деятельности. Портовые операторы также обязаны содействовать развитию конкуренции и не совершать действий, которые мо­гут оказывать негативное влияние на конкурентную среду в морском порту. Механизмы обеспечения конкурен­ции среди субъектов хозяйствования в порту в законе чётко не прописаны. Судя по духу закона, при его под­готовке учтено в необходимой степени законодательство стран ЕС. Однако по­лезным будет также учесть соответству­ющую практику и при его внедрении. В Европе, например, внутрипортовая конкуренция обеспечивалась выполне­нием директивы по рыночному доступу к услугам порта. Директива обязывала государства-члены принять необходимые меры, гарантирующие поставщикам пор­товых услуг коммерческого характера доступ на рынок услуг порта (это, пре­жде всего, погрузочно-разгрузочные ра­боты, хранение и консолидация грузов). Поставщиком таких услуг обычно яв­ляется стивидорная компания. Государства-члены могут выдавать поставщикам портовых услуг разре­шения на их деятельность. Число раз­решений для стивидорной компании может быть лимитировано только тер­риториальной вместимостью. Кроме этого власти обязаны выдавать раз­решения как минимум двум незави­симым друг от друга операторам для каждой категории груза, а также при­нять необходимые меры для разреше­ния самообработки в портах. Условия и критерии для операторов, осущест­вляющих самообработку, не должны быть строже установленных для по­ставщиков того же самого или сопо­ставимого вида обслуживания. Если же руководящий орган порта сам оказывает или желает оказывать портовые услуги в конкуренции с дру­гими поставщиками услуг, он должен рассматриваться аналогично любому другому конкуренту. В этом случае ру­ководящий орган не участвует в про­цедуре выбора поставщиков обслужи­вания, а при выборе не должно быть различий между руководящим органом порта и другими поставщиками обслу­живания. Также банковские счета ру­ководящего органа порта, связанные с оказанием портовых услуг, отделяют­ся от его счетов, связанных с неком­мерческой деятельностью. И хотя Европарламент в 2005 году директиву отклонил, основные поло­жения её во многих портах стран ЕС соблюдаются. А намерения исполни­тельной власти ЕС, судя по публич­ным высказываниям еврокомиссара по транспорту, сделать её положения обязательными и, более того, расши­рить её действие вплоть до лоцманской проводки, которая не вошла в перво­начальный список услуг коммерческо­го характера, могут быть реализованы уже в 2013 году. В Украине условия для конкурен­ции среди субъектов хозяйствования в порту должны быть созданы на этапе образования единых имущественных комплексов — морских терминалов. Это необходимо и для того, чтобы из­бежать монополизации услуг стивидор­ных компаний, которые могут выку­пить однопрофильные имущественные комплексы в разных портах и могут даже приобрести часть комплексов только с целью заморозить их разви­тие для предотвращения конкуренции. В ситуации, когда указанная в законе база для создания единых имуществен­ных комплексов не всегда соответствует фактической структуре портов, целесо­образно отыскать некий модуль, своео­бразный общий знаменатель, к которому можно привести все технические средства, из которых в дальнейшем можно «склады­вать» единые имущественные комплексы. В качестве подобного «первокирпичика» для морских терминалов может служить перегрузочный комплекс, которым, со­гласно Временным указаниям по расчё­ту установленной мощности портовых пе­регрузочных комплексов, охватывается совокупность технических средств или часть этой совокупности, обеспечиваю­щая приём (разгрузку), технологическое хранение, отправление (загрузку), т.е. все операции перевалки грузов с железнодо­рожного, автомобильного, речного, трубо­проводного транспорта на морской (и об­ратно), ограниченная условиями приёма и выполнения погрузочно-разгрузочных операций одновременно только на одном морском транспортном судне. Предложенный подход способ­ствует также тому, чтобы заложить в механизм образования единых иму­щественных комплексов, помимо усло­вия достаточности их составляющих для производства готового продук­та (грузоперевалка и обслуживание транспортных средств), и обеспечение эффективности работы операторов иму­щественных комплексов и порта в це­лом на основе конкуренции. При формировании этого механиз­ма можно использовать концепцию определения размера предприятия грузообработки в порту, предложен­ную П.А. Макушевым в публикации «Определение размера и специализа­ции стивидорных компаний» (в сбор­нике научных работ «Методи та засоби управління розвитком транспортних си­стем», 2009 г., вып. 15. Одесса: ОНМУ) и с некоторыми доработками. Согласно этой концепции на характер внутрипор-товой конкуренции в области грузопе-ревалки решающее влияние оказыва­ют два фактора: количество операторов имущественных комплексов — стиви­дорных компаний и их специализация. При фиксированном количестве перегрузочных комплексов в порту и при условии «один перегрузочный ком­плекс — один оператор», широко приме­няемом в мире и однозначно в Украине, количество перегрузочных комплексов в порту прямо определяет количество стивидорных компаний. Однако, если стивидорным компаниям разрешить оперировать более чем одним перегру­зочным комплексом, возникает задача определения оптимального значения комплексов в составе одной стивидор­ной компании по критерию увеличе­ния эффективности обработки судов.

Годовая пропускная способность одного причала Рг – Рсут хТх Кзан, где Рсут — суточная пропускная способ­ность причала, т/сутки; Т — расчёт­ный период, сутки; Кздн — коэффици­ент занятости причала по времени. Предельные значения коэффициен­тов занятости причала, согласно «Multi-purpose port terminais. Recommendation for planning and management (UNCTAD/ SHIP/494(9))», равны 30 %, 50 % и 65 % при количестве причальных мест со­ответственно 1, 2 и 3. Из этого следу­ет, что при увеличении числа прича­лов, которыми оперирует стивидорная компания, суммарная пропускная спо­собность будет выше. Например, имеем для сдачи в арен­ду три причала, каждый с теоретиче­ской пропускной способностью Рсут х 7″, равной 1000 тыс. т в год. Тогда, если у стивидорных компаний будет по одно­му причалу, их суммарная пропускная способность составит 3 х 7 х 1000х0,3 = = 900 тыс. т в год. Если у стивидорной компании будет три причала, суммар­ная пропускная способность будет рав­на 7 х 3 х 1000 х 0,65 = 7950 тыс. т в год. Если стивидорная компания опери­рует большим числом причалов, для обеспечения их функционирования в составе производственных комплексов этой стивидорной компании потребует­ся меньше складской ёмкости.

Доказывать факт снижения себе­стоимости работ при увеличении раз­мера стивидорной компании нет необ­ходимости, так как до определённых пределов работает известный закон экономии на масштабе производства. Эффективность работы портов ча­сто оценивается показателями, харак­теризующими интенсивность обработки судов в порту. Эта группа показателей включает среднее валовое время судов в порту, рабочее время и время ожи­дания причала.

В соответствии с публикацией «Обос­нование технических и трудовых ресур­сов для морских портов при работе в оптимальном режиме» (авторы А.Е. Су-коленов, A.B. Степанец, В/О «Мортех-информреклама», 1991 г.), можно определить потребное количество кордонных кранов. При фиксированном количестве кранов и причалов среднее число технологических линий на об­работке одного судна тем больше, чем больше количество причалов в стиви­дорной компании. А время грузовых работ соответственно меньше.

Известно, что время ожидания суд­ном причала при прочих равных условиях снижается с увеличением числа причалов.

Сделанное по заказу Еврокомиссии в 1995 г. исследование «Улучшение вза­имосвязи портового/внутритерритори-ального транспорта в портах Черного моря (проект № UK92.01.03.01.B0008)» приводит теоретические значения отношения времени ожида­ния начала грузовых работ к длитель­ности грузовых работ с судном.

Приведенные данные показывают, что предельно допустимая загружен­ность, когда ожидание причала со­ставляет величину не более 10—20 % валового времени стоянки в порту и за­нятость причалов не меньше 50 %, воз­можна при числе причалов 3 и более.

Также следует учесть, что линии зависимостей менее крутые для бал­керов, судов Ро-Ро и контейнеровозов. Это обусловлено относительно неиз­менной интенсивностью грузовых ра­бот на специализированных причалах для навалочных грузов, грузов Ро-Ро и контейнеров, а для контейнеровозов и судов Ро-Ро и относительно равно­мерными интервалами судозаходов.

Но во всех случаях при определён­ном значении коэффициента занятости причалов время ожидания начала об­работки при числе причалов в стиви­дорной компании более 3—4 умень­шается с увеличением числа причалов уже незначительно.

Таким образом, с точки зрения производственной эффективности сти­видорной компании и соответствен­но порта, чем больше перегрузочных комплексов находится в составе сти­видорной компании, тем лучше. То есть производственная целесообраз­ность вступает в явное противоречие с требованием избежать монополизации услуг стивидорных компаний.

Однако частично это противоречие разрешается, если учесть, что прирост эффекта при числе перегрузочных ком­плексов в одной стивидорной компа­нии более трёх резко уменьшается.

Именно последнее обстоятельство позволяет дать рекомендацию для ориентировочного определения ко­личества перегрузочных комплексов в одной стивидорной компании: их должно быть 3—4.

Однако, с точки зрения обеспе­чения конкуренции, в близко распо­ложенных портах должно быть ми­нимум по две независимые друг от друга стивидорные компании — опе­раторы единых имущественных ком­плексов для каждой категории гру­за. Такое ограничение должно быть обязательным условием при приватизации единых имущественных комплексов, и, более того, условия приватизации не должны допускать возможности последующего слияния стивидорных компаний.

Если условие наличия не менее двух стивидорных компаний для обработки каждого типа груза окажется не­выполнимым, что вполне реально для малых портов, необходимо обязательно предусмотреть условие аренды прича­лов и земельных участков, предотвра­щающее возможность искусственно за­морозить стивидорными компаниями развитие имущественных комплексов для искусственного перевода грузопо­токов в другие порты с целью предот­вращения конкуренции.

Как вариант, в заключаемых догово­рах можно предусмотреть минимально допускаемый объём перевалки грузов, в случае нарушения которого договор подлежит досрочному расторжению.

Для грузов, составляющих реги­ональный или местный рынок, не­обходимо дополнительно учесть тре­бование непревышения грузооборота стивидорной компании по данному грузу 35 % от общего объёма грузо-перевалки этого груза в портах реги­она. Это требование обусловливается антимонопольным законодательством Украины. Для его обеспечения для данного груза должно быть минимум три стивидорные компании, а реаль­но, с учётом неравномерности загруз­ки — 4—5 стивидорных компаний. Однако данное условие фактически является формальным, так как все регионы страны имеют транспортные связи со многими портами Украины и Европы.

Таковы рекомендации по созда­нию единых имущественных комплек­сов в портах, выполнение которых обеспечивают внутрипортовую кон­куренцию, требуемую Законом «О морских портах Украины», и позво­ляет достичь максимума эффектив­ности работы портов.
Авторы: Сергей ГОРБ, ректор ИПО МРТ, Д.Т.Н., профессор; Петр МАКУШЕВ, К.Т.Н., доцент

Источник: Порты Украины. – 2012. – № 6. С. 10 – 13

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *