роблема глубоководности украинских портов приобрела острейшую актуальность. Здесь явно намечается совпадение стремлений государства и частного капитала, который обязательно будет увеличивать свое присутствие в отрасли. Подтверждением этого являются проекты увеличения глубин подходных каналов и операционных акваторий в портах Южный, Ильичевск.
В статье рассматриваются правовые, экономические и технические аспекты увеличения глубин в портах.
Дноуглубление относится к виду морехозяйственной деятельности, подлежащей обязательной, в том числе экологической, регламентации. Современная природоохранная законодательная база Украины и международные соглашения предусматривают создание в Азовско-Черноморском бассейне системы экологической безопасности как обязательного условия социального и экономического развития региона.
Проведение масштабных дноуглубительных работ связано с определенным вмешательством в морские экосистемы и вызывает пристальное внимание как субъектов промышленного освоения акваторий, так и природоохранных органов. Первых — в части обеспечения безопасности мореплавания и экономической эффективности инвестиционного процесса, вторых — в части обеспечения экологической безопасности.
В общем случае проектирование дноуглубительных работ особых технических вопросов не вызывает: процесс отработан десятилетиями, существует внятная нормативная база, есть пока в строю специалисты, обладающие знаниями и опытом, но «дьявол», как всегда, в деталях.
Первая деталь — это проблема расположения места отвала. Здесь необходимо отметить, что под дноуглублением понимаем две неразрывно связанные технологические операции — разработка и складирование (дампинг) грунта. Если при проектировании разработки грунтов количество вариаций, позволяющих снизить стоимость работ, довольно ограничено и связано с технологическими особенностями примеяемых механизмов (в основном это производительность земснарядов), то в процессе планирования технологии складирования изначально заложен немалый ресурс потенциального сокращения расходов. В первую очередь, это расположение участка складирования, удаленность отвала от создаваемых акваторий и каналов.
На Азовско-Черноморском бассейне длительное время осуществляется регулярное дноуглубление для обеспечения безопасности судоходства и при строительстве гидротехнических сооружений. Это обостряет проблему поиска мест для складирования извлеченных грунтов. В предыдущие годы этот важнейший при дноуглублении аспект часто упускался из детального рассмотрения. Научная, правовая и организационно-административная база выбора и организации отвалов во многом устарела, а частично и вовсе отсутствует. Последняя попытка регламентации процесса организации подводных отвалов была предпринята еще в советские времена, когда были разработаны «Методические указания по выбору мест складирования» и «Правила выдачи разрешений на сброс…». Эти документы не получили практического применения в связи с сугубо научным подходом, не подкрепленным инженерным наполнением.
По сложившейся практике отвалами располагают только крупные субъекты морехозяйственного комплекса (порты) и чаще всего в «одном экземпляре». Приятным исключением служит порт Южный (на этом остановимся ниже).
Сложность и нормативная неопределенность процедуры открытия новых отвалов не предполагает интереса, а точнее платежеспособного интереса, заказчиков к открытию новых отвалов, по «хорошей экологической практике» стоимость научных исследований и проектных работ при организации нового отвала составляет сотни тысяч гривен.
Выполнение работ и исследований с целью обоснования с последующим получением согласовательной и разрешительной документации требуют комплексного подхода и привлечения целого ряда специализированных организаций.
Места дампинга должны удовлетворять целому ряду требований, обеспечивающих в первую очередь экологическую безопасность, они оказывают определенное влияние на функционирование морской экосистемы, что определяет необходимость обязательного учета подобного рода экологических последствий как при выборе места складирования грунтов, так и при определении режима дампинга. Поэтому для решения комплексной задачи обоснования отвала необходимо с помощью многофакторного анализа обосновать совокупность критериев, по которым определяются возможные места дампинга. В настоящее время наиболее эффективным инструментом, позволяющим решать подобные задачи, являются геоинформационные системы (ГИС).
В последние годы с этой целью используется ГИС «Дампинг», созданная Одесским национальным университетом в сотрудничестве с «Черномор-НИИпроектом». Она предназначена для поиска объективного и доказательного обоснования (при практическом исключении «человеческого фактора») и выбора мест складирования грунтов дноуглубления.
Целью создания системы «Дампинг» было получение характеристики изучаемых акваторий по некоторой суммарной величине, которая включала бы в себя основные критерии (такие, как морфология дна, reo- и гидрохимические показатели, гидрологические условия, биопродуктивность, навигация, безопасность мореплавания и др.), а также учитывала значимость каждого из них при выборе места дампинга.
Работы с применением ГИС «Дампинг» проводятся на стадии технико-экономических обоснований инвестиций, и по их результатам для дальнейшего проектирования морских подводных отвалов выбираются перспективные участки акваторий с оптимальными технико-экономическими и экологическими характеристиками.
Проведения дноуглубительных работ в порту Южный с выбором мест подводных отвалов по предложенному принципу позволило:
■ расположить их в районах, которые не являются ценными в рыбопромысловом отношении;
■ снизить технологические потери грунтов, при сокращении дальности транспортировки;
■ не допустить техногенную заноси-мость объектов дноуглубления;
■ оптимизировать стоимостные показатели дноуглубления;
■ минимизировать негативное воздействие на сложившиеся процессы формирования биоресурсов районов, прилегающих к местам отвала грунта.
Выполнение этих условий коренным образом изменяет характер поиска и эксплуатации подводных отвалов грунта, которые приобретают новые тенденции, учитывающие требования охраны морской среды, безопасности мореплавания и отвечающие современным принципам упорядоченного складирования, а не сваливания грунтов дноуглубления.
Порт Южный в плане расположения отвалов является ярким, хотя и не совсем характерным примером. Рассматривая схему действующих и перспективных отвалов порта, отмечаем, что, на первый взгляд, их немало (основная этому причина интенсивность развития порта и связанная с ним масштабность дноуглубительных работ как самого порта, так и других хозяйствующих субъектов). Казалось, отвалов достаточно на все случаи. Но проблемы, с которыми мы столкнулись при разработке проекта «Реконструкция морского подходного канала и водных подходов порта Южный», показали, что это не совсем так. Объемы дноуглубления при реконструкции, определенные исходя из экономически целесообразной глубины канала в 21 м и связанной с этим длины канала в 14 км, составили 21,9 млн кубических метров. В последние десятилетия нам крайне редко приходилось решать проблему дампинга такого масштаба. Складирование таких объёмов на действующих отвалах порта Южный, остаточная грузовместимость которых на момент проектирования составляла около 3 млн метров кубических, не представлялось возможным. Было принято решение для целей строительства глубоководных канала и акваторий организовать подводный отвал.
В составе проекта «Реконструкция морского подходного канала и водных подходов порта Южный» были выполнены исследования по выбору участка и разработке проекта отвала. После того, как проект прошел процедуру Госинвестэкспертизы, отвал можно считать открытым.
Остается только вопрос получения разрешения на выполнение работ по складированию в рамках утвержденного проекта. Вопрос разрешений на дноуглубление непростой. На сегодняшний день при тотальной децентрализации и упрощении разрешительных процедур определенную сумятицу внесли изменения в постановление Кабмина № 557 «Порядок выдачи разрешений на проведения работ на землях водного фонда». Основное изменение — передача функции выдачи разрешений от территориального органа Минприроды самому министерству. Одновременно в первом чтении Верховной Радой был принят законопроект о реформировании разрешительной системы в сфере охраны природы.
Это привело к тому, что Минприроды, находясь в процессе отработки условий выдачи разрешений, по ряду объектов предлагало выполнять дноуглубление вовсе без разрешения в соответствии с согласованным в установленном порядке проектом. По состоянию на июль нам известно только разрешение за четвертым порядковым номером, выданное в текущем году. Возвращаясь к общим проблемам проектирования дноуглубления, рассмотрим вторую деталь — проблему величины компенсационных платежей.
Дноуглубление оказывает определенное негативное влияние на водную среду и морские биоценозы, и это, безусловно, должно быть компенсировано, по крайней мере, в финансовом отношении. Вопрос только в величине компенсации.
Компенсационные платежи при дноуглублении генетически имеют две составляющие: ущерб водной среде и ущерб водным биоресурсам (рыбному хозяйству).
До недавнего времени компенсационные платежи не имели практического веса в совокупной экономике дноуглубительных работ, чего нельзя сказать о сегодняшнем дне. Рассмотрим проблему на примере проекта «Реконструкции морского подходного канала и водных подходов порта Южный».
Этот проект разрабатывался в два приема: первый вариант в 2011 году и корректировка с разделением на два самостоятельных проекта в 2012 году. Изменения основных технических решений (объемы и площади дноуглубления) при корректировке были минимальны.
При сравнительном анализе финансовых показателей двух вариантов проекта обнаружилось существенное увеличение компенсационных платежей, с 8,9 млн грн по варианту 2011 года до 22,7 млн грн при корректировке. При этом увеличились обе составляющие — как ущерб водной среде, так и ущерб водным биоресурсам. Что же привело к увеличению стоимости?
В части ущерба водной среде причина понятна и объективна, а именно вступление в силу в 2011 году «Налогового кодекса Украины», которым предполагается увеличение базового норматива платы за поступление взвешенных веществ в воду с 3,56 грн/т до 23 грн/т, т.е. почти на порядок.
В части же ущерба водным биоресурсам проблема нормативно урегулирована не до конца. Документом, определяющим методические подходы к определению величины ущерба водным биоресурсам, является «Временная методики оценки ущерба, наносимого рыбным запасам в результате строительства, реконструкции и расширения предприятий, сооружений и других объектов и проведения различных видов работ на рыбохозяйственных водоемах», разработанная Минрыбхозом СССР в 1989 году.
Обращаю внимание: «временная методика» и 1989 год, совокупность этих фактов сама по себе вызывает удивление. Скорее всего, по причине своей «временности» методика запутана, неясна, неоднозначна, местами даже противоречива. Главный «потребитель» результатов расчетов ущербов по данной методике — Госрыбагентство
Украины практически в директивном порядке, без учета не только нашего многолетнего опыта, но и мнения своей ведомственной «рыбной» науки, устанавливает такие показатели и коэффициенты, которые вызывают изменения величин ущербов в разы и всегда в сторону увеличения.
При прохождении процедуры согласования и утверждения проектной документации заказчик несколько раз сталкивается с Госрыбагентством, и всегда замечания по сути одни и те же, направленные на «увеличение ущерба». В то же время при прохождении Госинвестэкспертизы ущерб подвергается жесткой оценке, и требуется документальное подтверждение нормативной обоснованности его величины.
Такая чехарда с оценкой ущерба вызывает трудности и растерянность даже у умудренных опытом заказчиков. Понимая, что при согласованиях, пользуясь шахматной терминологией, «проигранное время становится дороже выигранного материала», заказчик на одной стадии согласований и утверждений предлагает увеличить, а на другой уменьшить ущерб. И тут проектировщик оказывается между не двух, а трех огней, выполнить все рекомендации и требования не представляется возможным.
Резюмируем вышеизложенное. Проведение масштабных дноуглубительных работ с целью повышения конкурентоспособности портов для нашего региона безальтернативно.
Реальным способом повышения экономической эффективности дноуглубления является оптимизация мест расположения подводных отвалов.
Упорядочение вопросов определения величины ущербов требует создания инициативной группы с привлечением транспортной, рыбной и академической науки для разработки нормативного документа, позволяющего временные положения превратить в постоянные с наполнением документа сегодняшними реалиями и ясным ин женерным смыслом.
И самая главная, общая рекомендация — при необходимости комплексного решения вопросов проектирования дноуглубления милости просим в «ЧерноморНИИпроект». Мы обладаем опытом, знаем, что делать, ревностно стоим на страже интересов отрасли в лице наших уважаемых заказчиков — портов.
Автор: В. КАЛИНИЧЕНКО, заведующий лаборатории гидравлических исследований и портовых акваторий ГП «ЧерноморНИИпроект», член-корреспондент МАНЭБ
Источник: Порты Украины. – 2012. – № 6. – С. 46 – 48.