Правовой режим перевозок внутренними водными путями: последние достижения

26 Июл
Значение внутренних водных путей постоянно возрастает, таким образом,правовое исследование их режима всегда актуально. Водные пути делятся на внешние (морские) и внутренние (речные, озерные). Внешние водные пути — моря и океаны — используются для судоходства преимущественно в естественном состоянии. Особенно интересно рассмотреть правовой режим перевозок внутренними водными путями.
В статье разбирается понятие “внутренние водные пути”, рассматриваются правовой режим перевозок по внутренним водным путям, а также последние новеллы в украинском праве относительно захода иностранных невоенных судов в речные порты Украины.

“Внутренние водные пути” означают все внутренние судоходные пути, включая морские судоходные пути, на территории Договаривающейся
стороны, открытые для плавания судов в соответствии с национальным правом”, — такое определение содержится в ст. 3 (d) Европейского соглашения о международной перевозке опасных грузов внутренними водными путями (ВОПНВ) от 26.05.2000 г., к которому Украина присоединилась в соответствии с Законом от 17.11.2009 г. Таким образом, внутренние водные пути — это судоходные пути, то есть пути, ко-
торые обычно используются для судоходства. Судоходство — это плавание судов по водным путям. В зависимости от характера водных путей различается морское, внутреннее и смешанное судоходство. Плавание по внутренним водным путям, конечно, может осуществляться и морскими судами, и это даже характерно для морских внутренних водных путей, ведь в зависимости от характера вод, по которым проложен маршрут внутреннего водного пути, можно выделить морские и прочие (они называются “речные”, хотя могут проходить и по водоемам другого характера, например, по озерам) внутренние водные пути. Кроме того, внутренние водные пути могут быть:
— природными и искусственно созданными;
— имеющими международное и только национальное значение.
В соответствии с ч. 2 ст. 67 Водного кодекса Украины выделяется категория судоходных внутренних водных путей, хотя, исходя из ВОПНВ, водные пути являются судоходными по определению. Как часто мы убеждались, даже правовые категории (понятия) украинского национального права не соответствуют международным стандартам.
Перевозки внутренними водными путями
Перевозки по внутренним водным путям могут иметь характер морских и речных перевозок. Конечно, имеют место и смешанные перевозки (река—море). Для такой цели имеются особые суда “река—море”. Эти перевозки могут быть международными и внутренними. Выделяется категория каботажных перевозок. Это перевозки, которые осуществляются между портами одного и того же государства. Изначально понятие каботажа означало плавание “от мыса к мысу”, то есть прибрежное плавание без выхода в открытое море. Затем это понятие приобрело
юридический смысл плавания без пересечения судном государственной границы. Малым каботажем называется плавание в пределах одного моря или двух смежных морей, а большим каботажем — плавание по нескольким морям (различным бассейнам). Таким образом, при плавании в большом каботаже вполне может предполагаться пересечение государственных границ. В различных странах имеются некоторые нюансы в определении каботажа. Однако, ясно, что перевозки в большом каботаже нельзя отнести к категории перевозок по внутренним водным путям с полным основанием. В отличие от международной перевозки, судно, осуществляющее каботажную перевозку, может заходить в порты только одного определенного государства. Когда перевозка осуществляется между портами одного и того же государства, то есть каботажная перевозка, она одновременно может быть плечом международной перевозки. Например: судно следует из Гамбурга, Германия, с грузом, который выгружается отчасти в порту Одессы, а затем — Николаева. Плечо между Одессой и Николаевом — это каботажная перевозка. Конечно, каботажные перевозки допускаются в Украине только судами под украинским флагом (ст. 131 КТМ Украины). Однако при наличии со-
ответствующего разрешения, которое выдается Государственной инспекцией по безопасности на морском и речном транспорте, возможна каботажная перевозка и судами под флагом другого государства. Например, в ст. 6 Соглашения между Правительством Украины и Правительством Федеративной Республики Германия о судоходстве на внутренних водных путях от 14.07.1992 г. это предусматривается следующим образом: перевозки пассажиров и/или грузов между портами одной Договорной стороны (каботаж) резервируются за судами этой Договорной стороны. Исключения требуют специального разрешения компетентного органа. Соглашение между КМУ и Правительством Республики Хорватия о судоходстве на внутренних водных путях от 16.04.2004 г., абз. 2 ч. 8 ст. 2, гласит, что участие судов другой Договаривающейся Стороны во внутренних (каботажных) перевозках требует получения в каждом отдельном случае специального разрешения Компетентного органа Договаривающейся Стороны, между портами которой выполняется такая перевозка. Подобное Соглашение подписано также между Украиной и Республикой Беларусь 6.02.1998 г. Имеются и общие правила, закрепленные в приказе Минтранса, изданном на основании постановления КМУ “Об открытии речных портов Украины для захода иностранных невоенных судов” от 6.03.1992 г. Этот приказ называется “Об утверждении Порядка выдачи одноразовых временных разрешений на заход в речные порты Украины судов под флагами государств, с которыми не заключены международные договоры о судоходстве на внутренних водных путях” и датирован
25.11.1998 г. Для получения Одноразового разрешения администрация государства флага, судовладелец или его представитель должны не позднее 10 дней до прибытия судна в порт обратиться с представлением в Государственную инспекцию по безопасности на морском и речном транспорте (Укрморречинспекцию). Одновременно с этим представлением подаются сведения об отказе национальных судовладельцев
от указанной перевозки. В Одноразовом разрешении указывается:
— название судна;
— наименование судовладельца;
— название государства, под флагом которого плавает судно;
— вид грузовой операции;
— вид груза для перевозки;
— ориентировочная дата прибытия судна в речной порт Украины.
Операции в речном порту, на заход в который выдается Одноразовое разрешение, проводятся только с тем видом груза, который указан в разрешении. Резервирование каботажных перевозок за судами, плавающими под национальным флагом, — это обычная практика в Европе и во всем мире. Например, в ст. 4 КТМ РФ предусматривается, что каботажная перевозка и буксировка осуществляется судами под Государственным флагом РФ. В случаях и порядке, установленных правительством, перевозки и буксировка в каботаже могут осуществляться судами под иностранным флагом. Конечно, перевозки в каботаже связаны с заходом судов в речные порты. Хотя эта связь далеко неоднозначна. Так, заход в речной порт может осуществляться при выполнении международной перевозки. Однако, по смыслу приказа Минтранса от 25.11.1998 г. в любом случае при планировании захода судна под флагом страны, не имеющей с Украиной договора о судоходстве на внутренних водных путях, в украинский речной порт необходимо было получить Одноразовое разрешение, даже если планировалась перевозка международного характера. В последнее время в Украине и России приняты решения об открытии речных портов для захода невоенных судов под иностранными флагами. Так, в Украине принято постановление КМУ “Некоторые вопросы захода иностранных невоенных судов в речные порты Украины” № 155 от 29.02.2012 г., с энтузиазмом встреченное широкими кругами транспортников, туристических операторов, да и других специалистов, а также широкой публикой, которые неизменно приветствуют демократизацию правового режима. А демократизация выглядит довольно внушительно. Пассажирские, спортивные, парусные суда и яхты вправе заходить в речные порты Украины, открытые для захода иностранных невоенных судов, независимо от флага, который они несут. Прежний, чрезвычайно обременительный, разрешительный порядок захода продолжает действовать только в отношении захода иностранных невоенных судов, кроме пассажирских, спортивных, парусных и яхт, которые несут флаг государства, с которым Украиной не заключен договор о судоходстве на внутренних водных путях. Разумеется, разрешительный порядок осуществления каботажных перевозок остался в силе. Таким образом, упрощение и облегчение правового режима захода иностранных невоенных судов в речные порты Украины коснулось только пассажирских, спортивных, парусных судов и яхт тех стран, с которыми Украиной не заключен договор о судоходстве на внутренних водных путях, если осуществляется или планируется международная перевозка. В настоящее время, 18.06.2012 г., Министерством инфраструктуры Украины разработан проект нового
приказа “Об утверждении Порядка выдачи одноразовых временных разрешений на заход в речные порты Украины судам под флагами государств, с которыми не заключены международные договоры о судоходстве по внутренним водным путям”. Проектом этого Порядка предусмотрено, что в случае, если иностранное невоенное судно под флагом государства, с которым не заключен вышеуказанный договор, намерено зайти в украинский речной порт, администрация государства флага, судовладелец или его представитель должны не позднее чем за 10 календарных дней до прибытия обратиться в Укрморречинспекцию. Инспекция регистрирует эту заявку и в тот же день размещает на своем официальном сайте объявление о перевозке экспортных грузов. Если в течение 3 дней с даты размещения такого объявления ни один из национальных перевозчиков не подает в ведомство соответствующее обращение о возможности осуществления перевозки экспортных грузов, Укрморречинспекцией выдается одноразовое разрешение иностранному грузовому судну. Определен исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разового разрешения, а также требования к капитанам портов, в которых установлены пункты пропуска
через государственную границу при получении таких разрешений. Оснований для отказа всего два:
— несвоевременное обращение за одноразовым разрешением;
— отсутствие в этом обращении информации, необходимой для оформления одноразового разрешения.
Возможно, введение нового Порядка позволит переломить тенденцию, которая в настоящее время вызывает большую тревогу. Речные порты Украины в январе—мае 2012 г. снизили перевалку грузов на 14% по сравнению с аналогичным периодом 2011 г. — до 1,245 млн т. Причиной спада стал наиболее важный сегмент — каботаж, превалирующий в объемах перевалки грузов. За 5 месяцев перевалка в каботаже снизилась на 31,9%.
Конечно, многое можно объяснить кризисными явлениями в экономике Европейского Союза, которые не могут обойти стороной и Украину. Однако украинское государство должно принять все зависящие от него меры по спасению национальной экономики. В современном мире открытость экономики — это, конечно, господствующая тенденция. Стимулирование развития открытой экономики нельзя переоценить.
Тем не менее, в некоторых ее секторах элементов государственного протекционизма просто невозможно избежать. И резервирование каботажных перевозок, так же как и внутренней буксировки за национальными судоходными компаниями, несомненно, общепринятая мера такого протекционизма. А открытие речных портов Украины для заходов пассажирских, спортивных, парусных судов и яхт можно только приветствовать как шаг в направлении открытой рыночной экономики.
Авторы: В. Лебедев, Д. Загороднюк
Международная юридическая служба (Interlegal)
Источник: Транспорт. – 2012. – № 30. – С. 59 – 61.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *