Мегабалкеры: Китай сдерживает развитие рынка

15 Май

Бразильская Vale, крупнейший в мире производитель железной руды, приостановила фрахт судов некоторых китайских судоходных компаний в ответ на попытки Пекина ограничить использование мегабалкеров компании.

Кампания китайских судовладельцев, которые попытались добиться от властей запрета на использование на судоходном рынке судов Valemax – мегабалкеров, разработанных по заказу Vale – оказалась успешной. Аргументы о том, что использование этих судов грузоподъемностью 400 тыс. тонн может нанести вред экологии страны и ввести в убытки локальных судовладельцев, нашли поддержку у китайского правительства.

Ранее запрет портам Китая на прием “вэйлмаксов” заставил железорудную компанию переориентироваться на более дорогие способы доставки своей продукции. Сначала руда транспортируется в филиппинский узловой порт Subic Bay, где компания нанимает кэйпсайзы и перегружает на них сырье для последующей доставки китайским потребителям.

Теперь же китайские судоходные компании не допускаются к участию в тендерах при фрахтовании более мелких судов. Среди таких судовладельцев, к примеру, оказалась китайская государственная China Ocean Shipping Co.

COSCO – один из наиболее пострадавших от спада на рынке фрахтовых ставок судовладельцев. Компания была также среди тех, кто наиболее активно критиковал перспективы использования на китайском рынке “вэйлмаксов”. COSCO и ее коллеги по рынку опасались, что с такими мегасудами Vale  полностью монополизирует доходный рынок поставки железной руды. Бразильская компания продает в Китай около 40% всего годового объема добытой ею руды, который составляет более 300 млн тонн. Действительно, одной из мотиваций Vale при принятии решения о заказе на мегабалкеры стал фактор конкуренции с австралийскими  BHP Billiton и Rio Tinto, которые имеют перед ней ощутимое конкурентное преимущество на данном рынке благодаря более короткому транспортному плечу.

Представители судовладельцев находят и другие убедительные аргументы для своего правительства. “Суда Vale  слишком велики для того, чтобы китайские терминалы могли их безопасно принимать. Компании стоит отказаться от постройки таких крупных судов и снизить их дедвейт до 350 тыс”, – говорит Чжан Шучжоу, генеральный секретарь Ассоциации судовладельцев Китая.

Стоит отметить, что появление мегабалкеров Valemax стало фактором существенного сокращения расходов на логистику для сталелитейных компаний. Но одновременно и серьезным вызовом для судоходного бизнеса, чьи прибыли сократились из-за снижения стоимости фрахта.

С октября Baltic Capesize Index, главный ориентир для шиппинговой индустрии основной части мира, постоянно сокращался в основном за счет железорудного сектора, упав более чем вдвое до 1 618 пунктов. Согласно этому индексу, фрахтовые ставки для кейпсайзов сейчас составляют только 39% от их среднего уровня на протяжении последних 12 лет.

Vale не является непосредственным владельцем всех мегабалкеров и подумывает о том, чтоб избавиться и от тех, которые ей принадлежат. Суда были построены при финансовой поддержке Vale для бермудской компании  Berge Bulk и корейской STX Pan Ocean Co. – они получили возможность заключить с бразильцами эксклюзивные долгосрочные контракты на доставку руды.

Вместе с тем ситуация осложняется тем, что основную часть своих судов (35 единиц, большинство будут сданы в эксплуатацию к 2013 году) Vale строит на китайских судоверфях, с использованием китайской стали и при поддержке займов китайских государственных банков. В данный момент в эксплуатации находится 7 мегабалкеров, построенных по заказу Vale.

По материалам Reuters

Перевод Екатерина Гребеник

Источник: http://cfts.org.ua/articles/44376

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *