68-я сессия Комитета по защите морской среды ИМО

28 Сен

11-15 мая 2015 года в штаб-квартире Международной морской ор­ганизации (ИМО) в Лондоне (Великобритания) состоялась 68-я сессия Комитета по защите морской среды (КЗМС 68).

В работе КЗМС 68 приняли участие 97 делегаций Договариваю­щихся Сторон и два ассоциированных члена ИМО, а также делегации неправительственных, международных и региональных организаций.

КЗМС 68 в рамках 20 пунктов повестки дня были рассмотрены 165 рабочих документов.

На сессии, среди других, были рассмотрены такие важные вопросы, как: поправки к Международной конвенции по предотвращению загряз­нения с судов 1973 года, измененной Протоколом 1978 года к ней (Кон­венция МАРПОЛ), предотвращение загрязнения парниковыми газами с судов и предотвращение переноса нежелательных водных организмов.

В ходе работы сессии были созданы три рабочие группы, редак­ционная группа и группа обзора для более детального рассмотрения отдельных пунктов повестки дня, в работе которых приняла участие российская делегация.

В итоге рассмотрения 20 пунктов повестки дня КЗМС 68, в рамках которых были представлены 165 рабочих документа, Комитет принял:

—  разделы П-А и П-В текста Международного кодекса для судов, экс­плуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс), а также поправки к Приложениям I, II, IV и V к Конвенции МАРПОЛ для того, чтобы сделать положения Полярного кодекса, касающиеся экологических вопросов, юридически обязательными. Кодекс всту­пит в силу с 1 января 2017 года;

—  поправки к Правилу 12 (пересмотренные положения касаются кон­струкции танков для нефтяных остатков и конструкции их трубо­проводов) Приложения I к Конвенции МАРПОЛ;

—  резолюцию КЗМС по приданию юго-западной части Кораллового моря статуса ОУМР, как расширение ОУМР Большой Барьерный риф и Торресова пролива;

—  поправки к «Руководству 2009 года по системам очистки выхлопных газов» (Резолюция МЕРС. 184(59)) (возможность производить за­меры концентрации углекислого газа не только «на сухой основе», когда отбор газа для замера производится через дополнительный осушитель для удаления водяных паров, но и на «влажной основе», когда осушение не требуется);

—  поправки к Руководству 2011 года по дополнительным аспектам Технического кодекса по NOx 2008 года в части особых требований, относящихся к судовым дизельным двигателям, оборудованным системами селективного каталитического восстановления (СКВ) (Резолюция МЕРС. 198(62));

—  Руководство 2015 г. по разработке перечня опасных материалов (ІНМ);

—  унифицированные интерпретации 16.3.3.2/11-2 и 16.3.3.3/II-2 СОЛАС и параграфа 15.13.5 Кодекса МКХ для продуктов, требующих защиты кислородозависимыми ингибиторами;

—  поправки к Временному руководству 2013 года по определению ми­нимально допустимой пропульсивной мощности для поддержания маневренных характеристик судов в неблагоприятных погодных условиях (резолюция МЕРС.232(65), как исправлена резолюцией МЕРС.255(67));

–      поправки к Руководству 2013 по сертификации и инспекции кон­структивного коэффициента энергоэффективности (ККЭЭ);

–      поправки к Руководству 2014 года по методам подсчета достижимого коэффициента энергоэффективности для новых судов.

Комитет одобрил следующие циркулярные письма:

–      циркуляр МЕРС. 1/854 по Руководству по применению Правила 13 Приложения VI к Конвенции МАРПОЛ касательно требований стандартов Уровня III к двигателям двойного топлива и газовым двигателям;

–      циркуляр МЕРС.1/855 по Руководству 2014 года по сертификации и инспекции ККЭЭ;

–      циркуляр МЕРС.1/856 по Руководству для выдачи пересмотрен­ных свидетельств по МАРПОЛ, инструкций и журналов в рамках Конвенции МАРПОЛ для соответствия требованиям Полярного кодекса, связанным с окружающей средой;

–      циркуляр МЕРС. 1/857 по пересмотренной отчетной форме подан­ным продукта и соответствующим руководящим примечаниям;

–      циркуляр МЕРС.1/858 по Руководству по изданию пересмотренного Свидетельства о типовом одобрении приборов для определения содержания нефти, предназначенных для мониторинга сбросов не­фтесодержащих вод из района грузового танка нефтяных танкеров;

–      циркуляр BWM.2/Circ. 13/Rev.3 по Методологии сбора и проведения работы Рабочей группы ГЕЗАМП по балластной воде;

–      циркуляр BWM.2/Circ.55 по пересмотренному Руководству по отбору проб балластных вод на борту и анализу проб воды для пробного использования для соответствия Конвенции по управлению бал­ластными водами и Руководству (G2).

Комитетом согласована Дорожная карта по выполнению Конвенции по управлению балластными водами, в которую включены, кроме про­чих, вопросы ненаказания судовладельцев, уже установивших установки по управлению балластными водами согласно существующему Руко­водству G8. Работа будет продолжена в межсессионный период с целью представления окончательного отчета на КЗМС 70 (октябрь 2016 г.).

По состоянию на 28 апреля 2015 г. Сторонами Конвенции по управ­лению балластными водами являются 44 государства, представляющих 32,86 % мирового тоннажа торгового флота. Условия вступления в силу указанной конвенции – присоединение к ней 30 государств, имеющих 35 % мирового торгового флота. В ходе рассмотрения и обсуждения представленных на одобрение систем обработки балластных вод было отмечено, что их общее число достигло 57.

В контексте продолжения работы по рассмотрению дальнейших технических и эксплуатационных мер по улучшению энергоэффек­тивности международного судоходства Комитетом согласован проект текста документа для создания системы сбора данных по потреблению топлива судами, который впоследствии может быть легко использован при добровольном/обязательном применении системы.

В связи с продолжительным временем обсуждения указанных во­просов два пункта повестки дня КЗМС 68, включая соответствующие документы, были перенесены для обсуждения на КЗМС 69.

Следующая 69-я сессия КЗМС состоится в апреле 2016 г.

Источник: Морское обозрение. – 2015. – № 3. – С. 21.